Лекция 5. ЭМИТЕНТЫ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

После изучения данной главы студент должен:

знать

• виды эмитентов;

• классификацию эмитентов в зависимости от их инвестиционной привлекательности;

• основные признаки юридического лица;

• определение акционерного общества;

• права акционеров;

уметь

• составлять учредительный документ юридического лица (внести основные данные);

• определять корректность ликвидации юридического лица (состав и правильную последовательность этапов);

• определять очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица;

• оценивать, являются ли требования кредиторов погашенными;

владеть

• методикой классификации эмитентов по той политике, которую они проводят на фондовом рынке;

• методикой оценки заинтересованности при совершении сделок;

• методикой оценки компетенции органов управления акционерным обществом;

• методикой ликвидации юридического лица (перечень этапов и их ОГЛАВЛЕНИЕ).

Эмитенты представляют тех участников фондового рынка, которые заинтересованы в привлечении инвестиционных средств. Механизм этого привлечения может быть разным: прямое кредитование, облигационные выпуски, эмиссия акций. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Причем эмиссия ценных бумаг представляет собой один из возможных способов реализации инвестиционных потребностей эмитента.

Привлечение денежных средств является важнейшей задачей, которую решает эмитент, используя возможности фондового рынка, однако она не единственная. Другой задачей является оптимизация финансовых потоков в технологическом цикле работы эмитента. Одним из способов такой оптимизации является выпуск векселей. Замкнутая вексельная программа, при которой выпущенные векселя обращаются среди ограниченного круга контрагентов и предъявляются в обусловленное время, позволяет эмитенту рационально управлять своими финансовыми ресурсами.

Фондовый рынок позволяет эмитенту оптимизировать его контроль над дочерними и зависимыми организациями. Однако в этом случае он выступает в большей степени как стратегический инвестор, контролирующий функционирование зависимых от него акционерных обществ. Методы работы стратегических инвесторов будут рассмотрены в гл. 6.

Важным направлением работы эмитента является формирование положительного облика с использованием возможностей рынка ценных бумаг. Это направление деятельности эмитента взаимосвязано с решением других задач, главной из которых является привлечение инвестиционных средств. Создание положительного имиджа эмитента на фондовом рынке предполагает решение следующих проблем:

• создание ликвидного рынка ценных бумаг эмитента;

• прохождение процедуры листинга ценных бумаг эмитента на признанной и авторитетной торговой площадке для повышения инвестиционной привлекательности эмитента в глазах потенциальных инвесторов;

• повышение капитализации компании;

• организация и проведение регулярной работы эмитента с акционерами, профессиональными участниками и инвесторами фондового рынка.

Характеристика эмитентов ценных бумаг

Эмитенты – основные участники фондового рынка. Они являются теми организациями, которые потребляют инвестиционные ресурсы, используя их для реализации конкретных инвестиционных проектов. Если инвестиционные проекты оказались удачными и их осуществление принесло прибыль, то ее часть возвращается инвесторам либо в виде процентных выплат по облигациям, либо в виде дивидендов по акциям, либо в виде роста курсовой стоимости выпущенных ценных бумаг. Таким образом, с одной стороны, эмитенты являются потребителями инвестиционных ресурсов, а с другой – источником финансовых ресурсов, возвращаемых инвесторам.

Можно классифицировать эмитентов по различным признакам, наиболее существенными из которых являются следующие:

• виды эмитентов как формы государственно-правового образования:

• организационно-правовая форма эмитентов;

• направления профессиональной деятельности;

• инвестиционная привлекательность эмитентов;

• политика, проводимая ими на фондовом рынке (активная, рассчитанная на привлечение стратегических инвесторов, распыление капитала, ориентация на отечественный или на иностранный капитал и т.п.);

• национальная принадлежность эмитентов (резиденты, нерезиденты).

Рассмотрим подробнее классификацию эмитентов по этим признакам.