Элементы финансовой системы

Финансовая система Испании претерпевала серьезные изменения начиная с 1975 г. и вплоть до вступления страны в ЕС, когда она адаптировалась к условиям Европейского союза.

Центральный банк. Ведущую роль в финансовой системе Испании играет Банк Испании (Banko de Espana) - центральный банк страны. До реформы аналогичную роль играл Institute de Official (ICO), который осуществлял надзор над государственными банковскими учреждениями, каждое из которых специализировалось на финансовых операциях в отдельных отраслях, таких как промышленность, кораблестроение, сельское хозяйство и др.

Второй уровень банковской системы - это коммерческие банки, большинство которых стало формироваться со второй половины 1970-х гг. Они стали быстро укрепляться, многие из них стали акционерными, специализируясь на разных отраслях промышленности и сферы услуг. В начале 1990-х гг. в Испании разразился банковский кризис, последствиями которого стала концентрация банков; одновременно усилилось их влияние на экономику и связи с отраслевыми группами экономики. Принятый Кортесами Закон о банках предусмотрел введение запрета частным банкам прямого участия в промышленности в соответствии со Второй Европейской Директивой (Директива 89/646), которая устанавливает пределы на данные тины банковской деятельности.

Наиболее крупным испанским банком является Caja de Ahorros del Mediterraneo - этот банк входит в тройку самых крупных байков Испании и располагает более чем 800 отделениями по всей Испании. В результате слияния второго и третьего по величине сберегательных банков Испании Caja Madrid и Caja de Ahorros de Valencia, Castellon у Alicante (Bancaja) создан крупнейший Сбербанк страны, причем процесс слияния проходил в соответствии с моделью, одобренной Банком Испании. Банк Cooperativas de Credito является частной банковской организацией, которая изначально была создана, чтобы способствовать региональному развитию страны. Таких банковских организаций в Испании порядка 40, многие их них оказались в критическом положении в 2008-2009 гг., им была оказана крупная финансовая помощь правительства. Но в целом банковская система Испании не особенно развита, и компании во многом ориентируются на сотрудничество с банками из других стран ЕС.

Следует отметить то обстоятельство, что глобальный кризис 2008-2010 гг. для Испании оказался тяжелым, и нельзя сказать, что кризис для этой страны завершился. Существенного роста экономики не произошло, безработица сохраняется на уровне 13-15%, дефицит бюджета возрос, финансы находятся в расстроенном состоянии. Ситуация усугубляется тем, что туристический сектор экономики находится в состоянии депрессии, а именно этот сектор был ключевым элементом быстрого экономического развития Испании в последние десятилетия.

Международные экономические связи

После окончания Второй мировой войны Испания в отличие от других стран Западной Европы не стала участником активного процесса либерализации внешней торговли. Такая ситуация, обусловленная политическим режимом Франко, сохранялась вплоть до конца 1950-х гг.

Интересно, что План стабилизации экономики, принятый в 1959 г. в условиях действующего франкистского режима, стал толчком к определенному, хотя и несколько замедленному развитию не только экономики, но внешнеторговых связей. Но они были весьма скромными, отражая слабость экономического потенциала страны и ее изоляцию от внешнего мира. Еще в конце 1970-х гг. Испания стояла далеко в стороне от процесса интеграции в Европе.

Ситуация стала быстро изменяться с начала 1980-х гг., особенно после того, как Испания стала членом ЕЭС. Интеграция Испании в Европейский союз была результатом многих изменений в политике страны. Под давлением Европейского союза Испании пришлось изменить основные черты фискальной и тарифной политики. Это привело к снижению ограничений, которое негативно отразилось на производстве и конкурентоспособности страны в некоторых отраслях промышленности, таких как сталелитейная и кораблестроительная. Наиболее важным событием, оказавшим большое воздействие на внешнюю торговлю страны, стало введение Общей тарифной системы (ОТС) со странами, не входящими в Европейский союз, и процесс устранения тарифных барьеров в отношении стран - членов Союза, что было обусловлено правилами ВТО. В конце 1992 г., согласно подписанному Договору о принятии в ЕС, Испания стала полноправным членом тарифного союза стран ЕС.

С точки зрения структуры испанской внешней торговли более 75% общего импорта страны и 70% ее экспорта приходится на товары, поставляемые из стран Евросоюза и стран, имеющих преференциальные соглашения с Союзом; это позволяет Испании осуществлять внешнюю торговлю, свободную от высоких тарифов. Более того, тарифные барьеры для оставшихся 25% импорта стали менее существенны, если учитывать, что до вступления в Союз они превышали европейские стандарты почти в три раза. В общем, интеграция привела к значительной либерализации испанской экономики. Первые существенные результаты появились уже к концу проведения реформирования во внешней торговле в виде значительного роста импорта: за период с 1986 по 1990 г. объем импорта ежегодно рос в среднем на 17,5%. В 1990-х гг. темп роста стабилизировался на более низком уровне (6,4% с 1990 по 1999 г.), в то время как непрерывно возрастал объем экспорта (10,8% - в период 1986-1990 гг.). В 2001-2004 гг. объем импорта возрастал ежегодно на 7%, экспорта - на 3,7%. При этом 72% всего торгового оборота Испании приходится на страны Европейского союза, в основном на Францию, Германию, Великобританию, Бенилюкс; значительное место в ее торговле занимают страны Северной Африки и Латинской Америки. Экономические связи Испании с Россией в целом незначительны, они основываются прежде всего на растущем потоке российских туристов и скупке недвижимости в Испании.