Экзогенные факторы

Эти факторы считают неконтролируемыми, поскольку очень трудно изменить или ослабить их влияние. Они существуют, и их воздействие на международную деятельность компании необходимо учитывать. Игнорировать такие внешние факторы в международной торговле не допустимо. К экзогенным факторам относят:

1) системы и режимы. Каждое суверенное государство имеет три ветви власти - законодательную, судебную и административную, а также свои национальные системы: финансовую, экономическую, внешнеторговую, денежного обращения, валютного регулирования и другие. В каждой стране существуют свои режимы лицензирования экспорта и импорта, свой порядок распределения валюты и т.д. Эти специфические системы и режимы требуют тщательного изучения и адаптации к ним;

2) ценности в сфере труда. Во многих азиатских фирмах применяются японские методы организации труда, такие как система пожизненного найма и продвижения по службе в зависимости от стажа работы. В соответствии с японскими методами зарплата персонала увеличивается ежегодно, повышение по службе идет также планомерно по заслугам многолетней работы. Основной ценностью является преданность фирме. В Северной Америке и Европе оценка работника, его должность и зарплата зависят больше не от стажа работы, а от его индивидуальных способностей. Поскольку менталитет работника формируется с упором па индивидуальные способности, он обычно легко оставляет свою предыдущую работу и переходит туда, где ему предложат более высокую заработную плату. Среди коллег силен дух конкуренции, каждый старается получить повышение по должности и оплаты за счет улучшения личных результатов работы. В таком обществе обычным является увольнение малоспособных или мало результативных работников. В США при найме работника обращают внимание не столько на его образование и семейное положение, сколько на его практическое умение и способности. В американских и европейских компаниях система ценностей в сфере труда ориентирует работника больше на служение обществу и государству, чем на преданность фирме. Международной компании при интернационализации своей деятельности необходимо учитывать ценности в сфере труда каждой страны;

3) требование ответственности продавца за качество продукции. В международной торговле наиболее распространенными являются англо-американские торговые обычаи. Своеобразный моральный кодекс предусматривает повышенную ответственность продавца за качество товара. В переговорах но экспортно-импортным контрактам серьезно обсуждаются цены и сроки поставки, в то время как соблюдение качественных параметров подразумевается по умолчанию как необходимое условие. Иностранный покупатель в случае несоответствия товара его целевому назначению предъявляет рекламации продавцу. В результате у продавца могут возникнуть неожиданные убытки по компенсации потерь покупателя или замене товара. Таким образом, для интернационализирующейся компании важнейшим требованием является несение ответственности за качество выпускаемой продукции;

4) роль контракта в обществе и торговле. В международной торговле все торгово-экономические отношения оформляются контрактом, которому придается серьезное значение как документу, регламентирующему отношения между продавцом и покупателем. В североамериканском и европейском обществах контракты используются не только в хозяйственной сфере, но и в межличностных отношениях. Северная Америка и Европа зовутся обществом контрактов, где важное социальное положение занимают адвокаты, оказывающие весь комплекс услуг, начиная от составления контракта и кончая разрешением споров но нему. В Японии, Корее и других азиатских странах контракт лишь форма закрепления договоренности.