Экономическая политика и динамика платежного баланса страны

Разобравшись с базовыми основополагающими принципами формирования платежного баланса страны, исследуем особенности динамики составляющих его элементов (счетов) при проведении в конкретной экономической системе соответствующей экономической политики. В качестве объекта исследования выберем (из методических соображений) так называемую малую экономику, имеющую свободный доступ на мировые финансовые рынки с целью заимствования или кредитования. Представляя незначительную долю мирового рынка, малые экономики (к числу которых относится подавляющее количество экономических систем современного мирового хозяйства) не оказывают на мировую ставку процента i* практически никакого влияния, принимая ее как данность[1]:

В отличие от закрытой экономики, здесь нельзя исходить из предположения, что реальная ставка процента[2] должна уравновешивать сбережения и инвестиции в конкретной стране. В частности, открытая экономика может функционировать с положительным сальдо счета движения капитала, занимая необходимые для инвестиций средства за рубежом, или с положительным сальдо текущего счета, выступая на мировой финансовой арене в качестве кредитора.

При разработке рассматриваемой экономической системы воспользуемся следующими стандартными предположениями:

– объем выпуска определяется производственной функцией Y = Y(K, L);

– объем потребления прямо пропорционален величине располагаемого дохода: С = C(Y- Т), где Т – разница между объемами налоговых отчислений и трансфертными платежами;

– объем инвестиций обратно пропорционален реальной ставке процента: I = I(i*).

Проведем с учетом сделанных допущений несложные преобразования основного макроэкономического тождества:

Таким образом, сальдо текущего счета платежного баланса и счета движения капитала определяются как разница между внутренними сбережениями и инвестициями при мировой ставке процента. На рис. 5.11 приводится графическая модель, адекватная рассмотренной выше аналитической модели малой открытой экономики.

Сбережения на рис. 5.11 не зависят от динамики ставки процента, так как обусловливаются другими причинами (накопления к старости, на обучение детей, на летний отдых, на приобретение дорогостоящих товаров и т.п.).

Разность между объемами инвестиций и сбережений внутри страны определяют сальдо счета движения капитала и соответственно счета текущих операций. На рисунке имеет место положительное сальдо счета текущих операций, так как при мировой ставке процента объем сбережений превосходит объем инвестиций (S > I).

Рис. 5.11. Модель малой открытой экономики

Очевидно при этом, что на состояние счетов платежного баланса в условиях малой открытой экономики непосредственное влияние может оказать прежде всего внутренняя бюджетно-налоговая политика, через параметры Т и G оказывающая воздействие на объем сбережений S.

Предположим, что экономическая система стартует, имея сбалансированную внешнюю торговлю: XN = Х-М = 0. В этом случае счет движения капитала также имеет нулевое сальдо: I - S = 0.

Проанализируем последствия для счетов платежного баланса осуществления экспансионистской экономической политики правительства, расширяющего государственные закупки.

Увеличение величины G ведет к сокращению объема национальных сбережений, так как S = Y-C-G. При неизменной мировой ставке процента Г инвестиции остаются на том же уровне. В результате появляется избыток инвестиций по сравнению со сбережениями. Уменьшившиеся сбережения ведут к образованию положительного сальдо счета движения капитала, так как часть инвестиций должна (и будет) теперь финансироваться за счет зарубежных займов. Естественно, текущий счет платежного баланса должен сбалансировать счет движения капитала, следовательно, XN должен сократиться, что означает появление дефицита счета текущих операций.

Такая же логика применима и к уменьшению налогов Т. Уменьшение налогов ведет к росту величины располагаемого дохода (T- Т), стимулирует потребление и сокращает объем национальных сбережений (даже при том, что за счет уменьшения налогов увеличиваются частные сбережения, величина государственных сбережений сокращается на величину сокращения налогов и в целом объем сбережений сокращается).

Сокращение национальных сбережений, в свою очередь, увеличивает (I - S) – счет движения капиталов и уменьшает XN – счет текущих операций. Эти процессы иллюстрирует графическая модель (рис. 5.12).

Изменения бюджетно-налоговой политики, вызывающие увеличение частного потребления С или государственного потребления G, приводят к снижению объема национальных сбережений (У- С - G) и таким образом сдвигают вертикальную линию, обозначающую сбережения, влево. Поскольку XN есть расстояние между линиями сбережений и инвестиций при мировой ставке процента, данное смещение ведет к уменьшению XN (чистого экспорта).

Рис. 5.12. Внутренняя расширительная бюджетно-налоговая политика

Если начальная ситуация характеризуется полностью сбалансированной внешней торговлей, то меры бюджетно-налоговой политики, приводящие к сокращению национальных сбережений, сопровождаются возникновением положительного сальдо счета движения капиталов и дефицитом счета текущих операций платежного баланса.

Рассмотрим теперь, что происходит с платежным балансом малой открытой экономики при увеличении правительствами зарубежных стран своих расходов. Если эти зарубежные государства представляют собой небольшую часть мировой экономики, то изменение проводимой ими бюджетно-налоговой политики, если и окажет воздействие на экономику других стран, то крайне незначительное. Но если эти государства представляют значительную часть мировой экономики, то увеличение ими объема государственных закупок снизит величину мировых сбережений и повысит мировую ставку процента i*.

Повышение мировой ставки процента в свою очередь снизит объем инвестиций в малой открытой экономике. Поскольку величина ее внутренних сбережений при этом не претерпевает никаких изменений, величина (I - S) должна уменьшиться, что означает дефицит счета движения капитала. Другими словами, часть внутренних сбережений начинает утекать за границу.

Поскольку XN = S-І, сокращение I должно увеличить XN, т.е. сокращение сбережений за границей приводит к положительному сальдо счета текущих операций в рассматриваемой стране.

На рис. 5.13 показано, что происходит с малой открытой экономикой, стартовавшей со сбалансированной внешней торговлей, в результате проведения стимулирующей бюджетно-налоговой политики в других странах.

Рис. 5.13. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика в зарубежных странах

Поскольку изменение бюджетно-налоговой политики происходит за границей, кривые внутренних сбережений и инвестиций остаются без изменений. Единственное изменение, которое имеет место – это изменение мировой ставки процента і*. Из графической модели следует, что повышение мировой ставки процента ведет к положительному сальдо счета текущих операций платежного баланса XN.

Таким образом, повышение мировой ставки процента вследствие проведения стимулирующей бюджетно-налоговой политики в зарубежных странах ведет к дефициту счета движения капитала и положительному сальдо счета текущих операций платежного баланса. Снижение мировой ставки процента будет иметь, естественно, противоположный результат.

И наконец, проанализируем изменения в платежном балансе малой открытой экономики, соответствующие смещению кривой планируемых инвестиций вверх. Подобное смещение происходит, например, если правительство изменяет налоговое законодательство для стимулирования внутренних инвестиций, предоставляя, к примеру, налоговые скидки для инвесторов (рис. 5.14).

Рис. 5.14. Смещение кривой инвестиционного спроса

Поскольку объем сбережений остался неизменным, инвестиции должны финансироваться за счет зарубежных займов. Появляется положительное сальдо по счету движения капитала (1 - S), а сальдо текущего счета (XN = S-І) уменьшается. Таким образом, смещение кривой инвестиций вверх приводит к положительному сальдо счета движения капитала и дефициту текущего счета платежного баланса.

Рассмотренная модель малой открытой экономики еще раз наглядно демонстрирует, что международные потоки товаров и услуг, отражаемые в текущем счете платежного баланса, жестко связаны с потоками средств для накопления капиталов, отражаемыми в счете движения капитала.

Поскольку счет движения капитала есть инвестиции минус сбережения, влияние экономической политики на эти потоки всегда может быть определено в результате исследования воздействия той или иной политики на инвестиции I и сбережения S.

Политика, стимулирующая инвестиции, ведет к положительному сальдо счета движения капитала и к дефициту счета текущих операций. Политика, стимулирующая сбережения, приводит к дефициту счета движения капитала и положительному сальдо счета текущих операций платежного баланса.

Оценка экономической политики и ее воздействия на открытую экономику часто является предметом споров среди экономистов и политиков. Например, многие экономисты считают дефицит текущего счета очень серьезной проблемой. Дефицит счета текущих операций отражает низкий уровень сбережений в стране. Это означает, что население страны меньше откладывает на будущее. В закрытой экономике низкий уровень сбережений приводит к низкому объему инвестиций, а значит, к меньшим запасам капитала в перспективе.

В открытой экономике низкий уровень сбережений ведет к увеличению внешнего долга, который, естественно, должен быть выплачен.

В обоих случаях высокий уровень текущего потребления ведет к снижению уровня потребления в будущем, а это означает, что новые поколения должны будут принять на себя бремя низкого уровня национальных сбережений.

Вместе с тем дефицит текущего счета не всегда отражает какие- то неблагоприятные процессы в экономике страны. Например, когда развивающиеся страны встают на путь индустриализации, они часто финансируют большие объемы инвестиций за счет зарубежных займов. В этом случае положительное сальдо движения капитала и дефицит счета текущих операций являются показателем экономического развития.

Таким образом, нельзя оценивать состояние экономики только по состоянию счета движения капитала и текущего счета. Наоборот, следует рассматривать факторы, определяющие эти международные потоки.