Экономическая мысль Древнего Рима

Основные экономические произведения римского периода носили практический характер, теоретические проблемы в них не рассматривались. Наиболее значительные из них принадлежат перу видного деятеля Римской республики Марка Порция Катона (III–II вв. до н.э.), знаменитого экономиста-аграрника периода распада республики Марка Теренция Варрона (116–27 гг. до н.э.), а также писателям раннего императорского периода Юнию Модерату Колумелле и Гаю Плинию Старшему. Их сочинения представляли собой подробные инструкции по ведению среднего сельскохозяйственного поместья, которое представляло собой полунатуральное хозяйство, частично ориентированное на рынок.

Основной рабочей силой поместья являлись рабы, которых в среднем поместье было немного – 10–20 человек. В периоды напряженных полевых работ использовалась дополнительная наемная сила, однако спрос па наемную силу в остальное время был невелик, что препятствовало появлению регулярной армии наемных работников. В литературе отражается, как эволюционировало отношение к рабам. Так, в ранних произведениях Катона рекомендовалось содержать рабов в строгости. Варрон уже отдельно останавливается на проблеме стимулирования раба и поддержания дисциплины. Он пишет, что рабами должны распоряжаться люди, сведущие в сельском хозяйстве, чтобы рабы видели справедливость его приказов и подражали ему в работе. Людей в повиновении нужно держать словом, а не бичом, если это возможно. Рабов необходимо вознаграждать для поддержания рвения, необходимо предоставить им имущество, чтобы привязать к хозяйству, позволить им создавать семьи. Рабы становятся прилежнее, если хозяин щедрее оделяет их пищей, не скупится на одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые льготы, например разрешает пасти в имении свою скотину. Таким же образом успокаивают тех, кому была поручена какая-нибудь тяжелая работа или кого подвергли строгому наказанию, и восстанавливают у них охоту к работе и благожелательность к хозяину. Так постепенно в Римской империи складывался институт колоната – зависимых арендаторов, который формировал основу будущего феодального общества.

В морально-философском плане критику рабовладения проводили стоики: Сенека (философ, воспитатель императора Нерона, 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Эпиктет (по происхождению раб, ок. 60 – ок. 100 гг. н.э.), Марк Аврелий (приемный сын императора Антония Пия, затем сам император и философ, 121–180 гг. н.э.). Сенека писал о духовном равенстве раба и господина, противопоставляя его рабской зависимости обоих от случая, судьбы. Душа раба не подвластна господину, что свидетельствует о духовной свободе любого человека и о приоритете духовной жизни по сравнению с материальной. Взгляды Сенеки па свободу человека были близки взглядам раннего христианства, представители которого пропагандировали идеи равенства и справедливости.

Экономическая мысль Средневековья

Развитие экономической мысли Средневековья в силу ряда объективных причин было тесно связано с христианскими идеями и католической церковью. Христианские монахи были наиболее образованными людьми той эпохи, что предопределяло их особую роль в распространении научного знания. Монастыри были укрепленными поселениями, в которых монахи находили защиту и определенную стабильность в мире раннего Средневековья, насыщенного вооруженными конфликтами и политическими переворотами. Коллективный труд на монастырских угодьях позволял создавать и накапливать значительный прибавочный продукт и содержать за счет всей монашеской братии и паствы священнослужителей, основной деятельностью которых были философские исследования, включавшие помимо богословия изучение общественных, в том числе экономических, проблем. Таким образом, христианская Церковь была тем институтом, который во времена Средневековья обеспечивал сохранение научных знаний и их развитие, поэтому неудивительно, что основной вклад в развитие экономической науки в эти годы был сделан священнослужителями. Они рассуждали с помощью терминов христианского дискурса, который имел много общего с аристотелевским анализом. Кроме того, особое значение для христианских мыслителей имели нравственные правила и предписания, вытекающие из Священного Писания.

Анализ экономической жизни через призму Священного Писания привело к созданию оригинальной экономической конструкции, имеющей значительный нормативный компонент. По словам известного экономиста XX века Й. Шумпетера, мотивом схоластического анализа являлось, очевидно, не чисто научное любопытство, а желание понять то, о чем должны были выносить суждения с точки зрения морали. Шумпетер считал, что эта нормативность не являлась абсолютной, так как для выяснения степень греховности какого-либо действия необходимо изучить степень его распространенности, что требовало исследования типичной практики, – а это уже представляло собой элемент позитивного экономического анализа. При всей спорности проведения равенства между греховностью и распространенностью можно принять, что по крайней мере в раннем Средневековье нормативность в рассуждениях мыслителей была велика. Многие ранние христианские мыслители – Иероним, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст – осуждали праздность, восхваляли труд и заработок от собственного труда. Только груд может давать право на владение имуществом, причем именно на владение, так как собственником имущества является Бог. Но идеалом общества выступала ассоциация монастырей, где собственность была общинной.