Эффективность государственной политики в закрытой экономике

Одни и те же действия, нацеленные на достижение одного и того же (скажем, увеличение предложения денег на 5% в год для стимулирования производства) могут предприниматься разными правительствами – с различными итоговыми результатами. В одной стране макроэкономическая политика приносит ощутимые положительные плоды, в то время как в другой – эффект малозначителен, если вообще имеет место. От чего это зависит? Что оказывает влияние на эффективность фискальной и монетарной политики?

Хотя в данной главе речь идет главным образом о монетарной политике, но целесообразно рассмотреть также и фискальную политику[1], поскольку в реальном мире два типа государственной политики сосуществуют одновременно и активно взаимодействуют друг с другом.

Рассмотрим случай закрытой экономики.

Сравним последствия стимулирующей фискальной политики в двух странах. Пусть правительства в каждой из стран увеличивают в текущем году государственные закупки товаров и услуг на одну и ту же величину (например, на 10%). Цель каждого правительства – рост совокупного выпуска.

Как мы знаем, фискальная политика оказывает влияние на совокупный спрос, действует через рынок товаров и услуг, поэтому ее влияние выражается графически в виде сдвига линии IS. При увеличении государственных расходов линия IS сдвигается параллельно вправо – вверх.

Предположим, что экономики двух исследуемых стран схожи в области реального сектора, но резко отличаются в финансовой сфере. В стране А спрос на деньги неэластичен по ставке процента и (или) спрос на деньги очень эластичен по доходу. В стране Б спрос на деньги очень эластичен по ставке процента, но неэластичен по доходу. Таким образом, в стране А линия LM будет очень крутой, а в стране Б – очень пологой (рис. 11.6).

Рис. 11.6. Сравнительная эффективность фискальной политики:

а – страна А; б – страна Б

Возьмем за исходное положение точку 1 на рис. 11.6. Пусть в обеих странах первоначальная ставка процента находилась на уровне i1, а первоначальный выпуск равнялся Y1. При проведении стимулирующей фискальной политики линия, показывающая равновесие на рынке товаров и услуг, переместилась из положения IS1 в положение IS2.

Стимулирующая фискальная политика практически не окажет требуемого воздействия на экономику страны А. Здесь, как показывает рис. 11.6, а, рост ВВП будет незначительным. Выделяемые государством дополнительные средства пойдут, скорее, не на стимулирование частных инвестиций, а на рынок денег и кредита. Ставка процента возрастет до уровня . Особенности финансового поведения экономических агентов в стране А обусловливают высокий эффект вытеснения – и неэффективность бюджетно-налоговой политики государства.

В экономике страны Б ситуация более благоприятная. Здесь стимулирующая фискальная политика будет очень эффективной. Под действием государственных расходов активизируется инвестиционный климат, возрастет совокупный спрос и итоговый выпуск увеличится до уровня . Эффект вытеснения практически не наблюдается, и ставка процента возрастает очень умеренно: .

Пусть теперь государство использует стимулирующую монетарную политику для поддержки экономического роста. Рассмотрим две страны, X и Y, с одинаковым денежным рынком, но разными поведенческими характеристиками экономических агентов на рынке товаров и услуг. В стране X инвестиции очень эластичны по отношению к ставке процента, так что линия IS является пологой, а в стране Y инвестиции неэластичны по процентной ставке, и линия IS крутая (рис. 11.7).

Рис. 11.7. Сравнительная эффективность монетарной политики:

а – страна X; б – страна Y

Предположим, первоначальное равновесие в двух странах наблюдалось в точке 1, при ставке процента i1 и совокупном выпуске Y1. Увеличение предложения денег на одну и ту же величину привело к смещению линии LM, отражающей равновесие на денежном рынке, вправо – вниз, с LM1 до LM2.

В стране X, когда избыток денег привел к снижению ставки процента, инвестиции возросли на значительную величину, увеличив в итоге ВВП до уровня . Монетарная политика в стране X оказалась очень эффективной. В стране Y инвестиции практически не реагируют на снижение процентной ставки. Для того чтобы увеличить выпуск хоть нс на много, ставка процента должна была упасть на значительную величину: Совокупный выпуск возрос, но незначительно: . Монетарная политика в стране Y неэффективна.

Итак, мы видим, что эффективность политики в первую очередь зависит от состояния дел па дополняющем рынке. Для фискальной политики, воздействующей через линию IS, эффективность определяется характеристиками денежного рынка, линией LM. Для монетарной политики, воздействующей через линию LM, эффективность связана с особенностями товарного рынка, линией IS.

Кроме того, можно показать формально, через анализ полной версии модели IS–LM с математической точки зрения, что факторы реального сектора и финансовой системы влияют и на соответствующую политику, касающуюся данного сектора напрямую. Критерии эффективности кредитно- денежной и бюджетно-налоговой политики представлены в табл. 11.4.

Таблица 11.4

Критерии эффективности макроэкономической политики

Параметры экономики

Товарный рынок – линия IS

Денежный рынок – линия LM

крутая

пологая

крутая

пологая

Фискальная

политика

Эффективная

Неэффективная

Неэффективная

Эффективная

Монетарная

политика

Неэффекти вная

Эффективная

Эффективная

Неэффективная

Задача, иллюстрирующая теорию

Предположим, что в стране X инвестиции довольно невосприимчивы к изменениям реальной процентной ставки, в то время как спрос на деньги эластичен по проценту. В стране Y, наоборот, инвестиции очень чувствительны к колебаниям реальной ставки процента, а спрос на деньги неэластичен по проценту.

A. Используя один и тот же график, покажите зависимость спроса на деньги от реальной ставки процента для (i) страны X, (ii) страны У.

Обозначьте кривую спроса на деньги для страны X как Мх, а для страны У как Му;

Б. Используя один и тот же график, покажите зависимость между реальной процентной ставкой и инвестиционным спросом для (i) страны X, (ii) страны У.

Обозначьте кривую инвестиционного спроса для страны X как 1х, а для страны Y как 1у.

B. Объясните, в какой стране изменение процентной ставки будет наибольшим при стимулирующей монетарной политике.

Г. Объясните, в какой стране произойдет наибольшее изменение совокупного производства под действием роста предложения денег.

Решение

А. Рассмотрим следующий график (рис. 11.8).

Рис. 11.8. График зависимости спроса на деньги от реальной ставки процента для страны X и страны Y

В стране X линия спроса на деньги является более пологой, чем в стране Y. Б. Рассмотрим график (рис. 11.9).

Рис. 11.9. График зависимости между реальной процентной ставкой и инвестиционным спросом для (i) страны X, (ii) страны Y

В стране Y линия инвестиционного спроса является более пологой, чем в стране X.

В. В стране X наибольшее изменение процентной ставки будет при наименьших инвестициях. Инвестиционный климат хороший.

В стране Y изменение процентной ставки будет наибольшим при наименьшем изменении значения спроса на деньги.

Одно и то же увеличение денежной массы приведет к резкому сокращению ставки процента в стране Y и к небольшому падению ставки процента в стране X.

Для достижения одного и того же сокращения процентной ставки потребуется значительное увеличение предложения денег в стране X и небольшой рост денежной массы в стране У.

Г. Изменение совокупного производства – это изменение ВВП (У).

Из формулы MV = YP следует Y = MV/Р. Принимая (V/P) = к, получаем Y = kМ.

Таким образом, изменение совокупного производства прямо пропорционально зависит от изменения значения спроса. Как видно из рис. 11.8, наибольший спрос на деньги в стране X, соответственно, наибольшее изменение совокупного производства будет в стране X.