Древнейшие виды помощи и поддержки у черкесов

Черкесами, как правило, называли группу горских народов, проживающих на территории Северного и Западного Кавказа. В нее вошли кабардинцы, адыги, шапсуги, натухайцы, абадзехи, бжедуги, бесленеевцы и многие другие. До Кавказской войны (1817–1864) это были многочисленные народы, населявшие все Закубанье. В ходе войны многие черкесы погибли или стали мухаджирами, т.е. переселенцами в страны Ближнего Востока.

Горцам Кавказа с древних времен были знакомы как христианские, так и мусульманские обряды, отдельные элементы которых накладывались на исконные национальные традиции и верования, а также способы отправления религиозных обрядов.

Жители Западного Кавказа верили в единого верховного и могущественного Бога и в бессмертие души. Они верили, что душа усопшего будет переведена в мир местопребывания их отцов. Черкесы не представляли Божество в какой- либо видимой форме, но определяли его как создателя всех вещей, чей дух рассеян во всем Космосе. Кроме единого вечного Бога они верили в существование нескольких низших существ, или святых, которым Великий Дух, Тха, передал власть над такими земными вещами, которые он считает слишком незначительными для его внушающего страх контроля. Каждый из этих святых имеет день рождения, который отмечался народным празднованием и молитвой. Самым могущественным среди этих святых является Сеозерес, у которого находятся в подчинении ветры и воды. Его почитают с особым чувством те, кто живет недалеко от берега моря, а также пастухи, так как Сеозерес – защитник стад мелкого и крупного рогатого скота.

В честь Сеозереса на Кавказе проводились многие обряды, аналогичные черкесским. Праздник святого отмечали жители каждой деревни или хутора в начале весны, когда его символ, высохшее грушевое дерево, украшали гирляндами цветов и различными другими украшениями, как майское дерево. Огромный творог или сыр прикрепляли к верхушке, и несколько свечей, по числу приглашенных гостей (праздник обычно проводился в доме вождя или одного из старейшин), держали зажженными здесь и там, над деревом. Так как чистоплотность считается добродетелью среди черкесов, символ святого, прежде чем украсить, очень заботливо мыли в самой чистой весенней воде. Когда все было готово, его торжественно вносили в дом одного из старейшин. Символ Сеозереса приветствовался овациями. В его честь приносили в жертву животное и устраивали народную трапезу, сопровождавшуюся празднованием и весельем.

Праздник продолжался три дня и сопровождался просьбами к святому о защите людей от злого глаза, который он, как предполагалось, может отвратить. Завершалось празднование раздачей гостям сыра, наделенного, по мнению участников ритуала, свойством излечивать многочисленные болезни. Каждая черкесская семья по окончании праздника сохраняла одно из этих священных деревьев в своем доме.

Другой черкесской святой является Мерисса – покровительница пчел. Этот праздник отмечают в течение трех дней, примерно в середине сентября, с нированием и весельем, подобно другим; единственное отличие заключается в том, что блюда и напитки, составляющие стол, делают исключительно из продуктов пчел.

Кроме них существуют несколько других святых, таких как Емиха, Скусха, Наохатка и Месте – покровители земледелия, лесов и т.д., каждый из которых удостоен праздника. К ним мы можем добавить могущественного короля Тлиебска, представляющего собой смесь Марса и Вулкана, – покровителя оружейных мастеров. Гром и молния, так как они исходят непосредственно от Великого Духа, Тха, почитаются черкесами с величайшим благоговением, и счастлив тот человек, столь отмеченный судьбой, который пал жертвой их силы: его тело предается земле с великой торжественностью, и его семья радуется великой чести, которой она удостоена. Когда они слышат чебли, или шебли (гром), грохочущий в небесах, они верят, что это ангел божий, путешествующий на своей огненной колеснице по воздуху, и выбегают из своих домов, чтобы поблагодарить небесного посланца, который таким образом орошает их поля и освежает и очищает воздух во время великой летней жары.

Черкесы также почитают трех сестер, которые осуществляют контроль и помогают счастью семейной жизни, товариществу и гармонии с их соседями. Предполагают, что эти божества также хранят воина в битве под своим спасительным крылом и охраняют путешественника; следовательно, коренные жители не принимают участия в поездке, даже перемене местожительства без того, чтобы сделать умилостивлительное жертвоприношение этим прекрасным святым. Возможно, этот обычай может также считаться остатком христианства и прообразом Троицы.

Вершить суд, следить за правильным отправлением религиозных обрядов имели право пожилые и те, кто особенно уважаем среди своих сограждан за отвагу, мудрость и храбрость. Они всегда выбираются как самые святые и достойные личности, чтобы осуществлять молитвы и благодарственные молебны народа к трону великого Тха. Их религиозные церемонии всегда отмечаются в священной роще. Когда воин возвращается домой или когда человек спасся от действительного или от предполагаемого несчастья, он отправляется к священной роще, чтобы совершить жертвоприношение Божеству или выразить свою благодарность. Подношения, обычно украшенные венками цветов, как правило, подвешивают на дерево в окрестностях креста, и каждое племя и класс преклоняются перед ними; следовательно, их никогда не убирают, если какое-либо враждебное племя не совершает набег на страну, которую оно считает законным объектом грабежа. Благодарный жрец также приносит в жертву животное в случае освобождения, голова животного прикрепляется к одному из соседних деревьев.

Исполняющий обязанности жреца, который осуществляет божественную службу на всеобщей ассамблее народа, обычно одет в чаоуко (бурку). Он начинает обряд умилостивлительным жертвоприношением, которое, в обычных случаях, состоит из ягненка, козленка, козла или овцы. По таким торжественным праздникам, как победа, обильный урожай или народные праздничные дни, специально выбирают в качестве жертвы красивого взрослого быка.

Только голова животного посвящается верховному богу: ее подвешивают на ветвь одного из очень высоких деревьев в священной роще. Шкура становится собственностью того, кто исполняет обязанности жреца. Так как каждый член общины делает вклад в народный праздник, мясо животного образует желанное добавление. Ритуал завершается питьем, музыкой, танцами, ездой верхом на лошадях вместе с военными упражнениями. Для дня, приберегаемого для празднования божественной службы, не установлено время, он назначается старейшиной и устраивается не чаще чем раз в неделю. Среда, четверг или пятница считаются несчастливыми и никогда не выбираются.

Среди религиозных праздников важнейшим считается день весеннего пробуждения природы. Мартовская луна начинается с поста, который строго держится до конца, когда па рассвете звук мушкетов из домов почтенных жителей деревни не объявит начало праздников. Все классы затем устремляются в священную рощу, где происходят обычные религиозные ритуалы. В этот день приносят в жертву еще нескольких животных и веселье заканчивается стрельбой по яйцам и т.д., когда шкуры животных становятся наградой самым умелым стрелкам.

Праздник первого сбора урожая является также одним из самых важных и продолжается несколько дней, во время которых соплеменники ходят друг к другу в гости, каждая семья устраивает отдельное угощение. Любимым блюдом является пожаренная пшеница, срезанная до того, как она стала совершенно спелой; затем следовали другие виды зерна, фруктов и т.д. Те, кто не в состоянии из-за немощи посещать дома своих друзей во время праздника, получают свою порцию дома: считается самым несчастливым не разделить счастья, не воспринять часть благословения, которое земля даровала их соседям. Церемонии завершаются благодарением милосердной силы, которая обеспечила их нужды с изобилием.

Церемонии, сопровождающие смерть черкеса, ограничиваются несколькими религиозными песнями и похоронной речью, произносимой одним из старейшин над его телом, которое заворачивают в белое покрывало и предают земле так же, как в Крымской Татарии.

В течение года его доспехи охраняют с самой благоговейной заботой и оставляют в таком же состоянии, как при его жизни: друзья и родственники посещают его могилу в установленные периоды, когда они бьют себя в грудь и повторяют несколько молитв; но женщины обязаны повторить каждый вечер на заходе солнца в течение месяцев подобную мучительную демонстрацию горя, как татары. Годовщину смерти отличившегося воина или вождя отмечают в течение нескольких лет молитвами и празднествами; к чему мы можем добавить скачки на лошадях и различные виды военных и атлетических упражнений.

Особыми считаются у черкесов традиции почитания старших. Совета самого почтенного человека деревни ищут с благоговением; его решениям подчиняются во всех случаях мелких раздоров; когда он говорит, самый болтливый человек тотчас замолкает, если он сердится, его обвинения терпеливо выслушиваются; если он ударяет, удар никогда не наносится в ответ; зимой самый теплый угол недалеко от огня предназначается ему и считается честью зажечь для него чубук. Когда он хочет ехать верхом, ловят его лошадь и седлают ее, а по возвращении почти дюжина юношей бежит, чтобы помочь ему спешиться. Счастлив человек, которого он благословляет и действительно проклят тот, которого он проклинает, так как его все избегают.

Особо следует сказать о традициях милосердия у черкесов: бедный человек никогда не плачет у двери богатого напрасно; сирота обеспечивается самым близким родственником, как его собственный ребенок; если дом человека сгорел, соседи помогали в построении его; если он потеряет свое стадо из-за болезни или свое зерно из-за насекомых- паразитов, каждый оказывает ему помощь, которую обязанная сторона всегда считает долгом совести вознаградить тем же, когда к ним соблаговолит судьба. Когда человек ранен и помещен на свое ложе, его друзья обычно убирают любое оружие от его взора и располагают у двери его комнаты чашу воды с яйцом в ней и лемех перед ней для отпугивания приближения любого демона, который, возможно, будет приставать к больному. Если человек желает посетить своего раненого, он должен перед входом ударить три раза по двери и затем разбрызгать немного воды по комнате. В отличие от ложа больного в цивилизованных странах, где все строго молчат, здесь мы нашли комнату, полную веселящейся пением и танцами молодежью. Это делается частично с целью отвлечения внимания пациента от страданий и частично для того, чтобы прогнать злого духа, который, как предполагается, находится но соседству. Числу три, по-видимому, этими людьми придается некоторый мистический смысл: оно упоминается в составе всех их излюбленных ритуалов, когда выполняется любое важное дело или даже при самом пустяковом действии.

У черкесов были рабы, в основном из числа захваченных в бою, включая пленных, или тех иностранцев, которые пренебрегли, входя в страну, необходимостью разместить себя под защиту кунака. Как правило, рабы работали в сельском хозяйстве или ухаживали за мелким и крупным рогатым скотом. Когда число рабов или пленных превышает необходимое для дома, их продают туркам или персам.

Рабы могли стать свободными или в случаях брака с черкесом, или путем усыновления. Церемония в последнем случае была следующей: раб должен был сосать грудь женщины в присутствии старейшин, после чего он получал все права коренных жителей и последующую жизнь воспринимался своим приемным отцам с самым сердечным вниманием.