Досмотр транспортного средства

Согласно ч. 1 ст. 27.9 КоАП досмотр транспортного средства любого вида, т.е. обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Должностное лицо, осуществляющее досмотр транспортного средства, должно быть осведомлено о наличии в нем орудий совершения либо предметов административного правонарушения, которые могут быть отнесены к вещественным доказательствам по делу (см. ст. 26.6 КоАП).

Досмотр транспортного средства может быть применен при осуществлении доставления и административного задержания лицами, уполномоченными на применение данных мер пресечения в соответствии со ст. 27.2, 27.3 КоАП.

Досмотр осуществляется в присутствии собственника транспортного средства или лица, владеющего, пользующегося им.

В отличие от применения других мер пресечения, в случае досмотра транспортного средства не требуется составления специального протокола. При составлении протокола об административном задержании с одновременным осуществлением досмотра транспортного средства в протокол вносится соответствующая запись об этом. Протокол об административном задержании подлежит составлению независимо от составления протокола об административном правонарушении.

Изъятие вещей и документов

Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяется к физическому лицу в случае доставления, административного задержания должностными лицами, осуществляющими доставление, административное задержание, либо должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административном правонарушении (исчерпывающий перечень данных лиц определен ст. 28.3 КоАП).

Об изъятии у физического лица в указанных случаях вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Данная мера обеспечения производства по делу может быть применена в отношении юридического лица должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в случае обнаружения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений в соответствии со ст. 27.8 КоАП. Протокол об изъятии вещей и документов, обнаруженных у юридического лица, подлежит составлению наряду с составлением протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; в последнем случае обязательное составление указанного протокола предусмотрено ч. 4 ст. 27.8 КоАП.

Изъятие указанных вещей и документов может быть применено к лицу, в отношении которого ведется производство по делу, а также к лицу, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания.

При вынесении судьей, органом, должностным лицом постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, при выявлении хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по указанному делу (см. ст. 24.5 КоАП), вещи и документы, не изъятые из оборота, в отношении которых была применена рассматриваемая мера обеспечения производства по делу, подлежат возвращению законному владельцу.

Рассмотренные правовые последствия наступают в тех случаях, когда постановление о прекращении производства по делу выносится до передачи дела на рассмотрение (ст. 28.9 КоАП) либо по результатам рассмотрения дела (ч. 1 ст. 29.9 КоАП).