Договор страхования фрахта

Для перевозки грузов грузовладелец может использовать чужое судно и с этой целью заключать с судовладельцем договор фрахтования судна, который получает за это фрахт.

Фрахтование – использование грузовладельцем чужого судна с целью морской перевозки груза.

Фрахт – денежное вознаграждение, которое судовладелец должен получить от грузовладельца за перевозку груза, предназначенного к морской перевозке.

Фрахтователь – грузовладелец (грузоотправитель, грузополучатель).

Сторонами договора фрахтования могут выступать судовладелец, который берет на себя риски, связанные с перевозкой груза, и фрахтователь (грузовладелец).

Договор фрахтования судна – юридически оформленное отношение между грузовладельцем и судовладельцем, в соответствии с которым судовладелец предоставляет свое судно грузовладельцу для перевозки груза, а грузовладелец берет на себя обязательство заплатить за это заранее обусловленную плату – фрахт.

С точки зрения морского страхования фрахт – это денежное вознаграждение, которое:

– судовладелец получил (или должен получить) от грузовладельца за перевозку груза, предназначенного к морской перевозке;

– грузовладелец платит (или должен заплатить) судовладельцу за предоставление судна последнего для перевозки.

В связи с этим страхование фрахта – это страхование рисков, связанных с получением судовладельцем денежной платы (в валюте страхования), которую он взимает за доставку груза.

Объектом морского страхования в страховании фрахта выступает сам фрахт.

Обратите внимание!

Страхование фрахта – страхование денежной платы (в валюте страхования), которую взимает судовладелец за доставку груза.

Важно разделить функции и обязанности судовладельца и перевозчика в связи с заключенным договором морской перевозки грузов и определить, кто есть кто в рассматриваемых отношениях. Судовладелец может выступать одновременно перевозчиком. Может возникнуть ситуация, когда перевозчик и судовладелец – разные лица. В зависимости от этого различаются обязанности и функции участников морского предприятия.

На практике возможны две ситуации.

Ситуация 1. Судовладелец подписывает договор о морской перевозке груза на основании:

• рейсового чартера (Voyage-charter);

• выставленного букинг-нота (Booking-note) – формы договора морской перевозки груза, используемой в линейном судоходстве, сочетающей в себе элементы коносамента и рейсового чартера и оформляемой на каждую конкретную перевозку.

Судовладелец с момента подписания этих документов становится перевозчиком грузов морским путем.

Капитан морского торгового судна представляет интересы судовладельца и перевозчика, выступающего в одном лице.

При рейсовом чартере в обязанности фрахтователя входит предоставление морскому перевозчику предусмотренного договором груза и уплата ему обусловленного вознаграждения – фрахта. Одновременно фрахтователь может выступать в качестве страхователя по договору морского страхования груза и фрахта. В этом случае страхование фрахта – страхование денежной платы, которую вносит фрахтователь за доставку груза, – ложится на последнего (рис. 24.1).

Рис. 24.1. Вариант отношений фрахтователя, морского перевозчика и морского страховщика

При рейсовом чартере наблюдается следующее разделение функций фрахтователя, перевозчика и страховщика.

Функции фрахтователя:

• предоставление морскому перевозчику (судовладельцу) предусмотренного договором груза;

• уплата морскому перевозчику обусловленного вознаграждения – фрахта;

• страхование груза;

• возможное страхование фрахта.

Функции перевозчика:

• принять предоставленный фрахтователем груз;

• принять фрахт;

• возможное страхование фрахта.

Функции морского страховщика:

• застраховать груз;

• застраховать фрахт.

Ситуация 2. Судовладелец передаст принадлежащее ему судно в эксплуатацию другому физическому или юридическому лицу (фрахтователю), который на основании тайм-чартера (Time-charter) приобретает право распоряжаться вверенным ему судном. В этом случае фрахтователь становится перевозчиком, не являясь судовладельцем. Капитан морского торгового судна представляет интересы и судовладельца, и фрахтователя при приоритетности интересов судовладельца.

Вторая из возможных ситуаций представлена на рис. 24.2.

Рис. 24.2. Вариант отношений фрахтователя, морского перевозчика, морских страховщиков

Разделение функций и обязанностей фрахтователя, судовладельца и морских страховщиков при условии тайм-чартера можно представить следующим образом.

Функции фрахтователя:

• принятие в эксплуатацию судна от судовладельца и приобретение права распоряжения вверенным ему судном;

• возможная уплата судовладельцу обусловленного вознаграждения – фрахта – в порту отправления;

• страхование фрахта в АСК при условии уплаты фрахта судовладельцу в порту отправления до начала морской перевозки;

• страхование груза в АСК.

Функции судовладельца•.

• передача на основании тайм-чартера принадлежащего ему судна в эксплуатацию фрахтователю;

• постоянная забота о грузе со стороны экипажа судна;

• страхование ответственности за сохранную перевозку груза в КВС;

• страхование фрахта в АСК, если уплата фрахта фрахтователем осуществляется по прибытии груза в порт назначения;

• страхование судна в АСК.

Функции морских страховщиковАСК и КВС:

• АСК – застраховать груз по заявлению грузовладельца;

• АСК – застраховать фрахт по заявлению фрахтователя, если последний платит фрахт в порту отправления до начала морской перевозки;

• АСК – застраховать фрахт по заявлению судовладельца, если фрахтователь платит фрахт по окончании морской перевозки;

• АСК – застраховать судно по заявлению судовладельца;

• КВС – застраховать ответственность судовладельца за груз при помощи введения судна и членства судовладельца в КВС.

Даже в случае если фрахтователь принимает в эксплуатацию судно, судовладелец несет ответственность за принимаемый к морской перевозке груз. Исходя из условия конкретного договора фрахтования, фрахтователь перекладывает на судовладельца и экипаж обязанность постоянной заботы о грузе. С учетом этих обстоятельств фрахтователь обладает широкими правами предъявления регрессных исков к судовладельцу в связи с заявленными претензиями по несохранной морской перевозке груза. У судовладельца появляется конкретный страховой интерес переложить риск финансовых потерь по грузу на КВС путем введения судна и членства в КВС.

Страховой интерес в отношении фрахта как объекта морского страхования имеет либо грузоотправитель (фрахтователь), либо судовладелец, либо оба. Данная особенность в возникновении и реализации имеющегося страхового интереса объясняется условиями оплаты фрахта.

Уплата фрахта грузовладельцем (грузоотправителем, грузополучателем) осуществляется либо в порту отправления, либо в порту назначения, либо частями и в порту отправления, и в порту назначения. В том случае, когда вся сумма фрахта оплачена грузоотправителем авансом в порту отправления, страховой интерес имеет грузоотправитель. Если плата за перевозку груза грузоотправителем или грузополучателем предусматривается после выгрузки в порту назначения, то страховой интерес в отношении фрахта имеет судовладелец.

Если страховой интерес имеет судовладелец, то фрахт принимается на страхование в том же порядке, что и судно. Если страховой интерес имеет грузовладелец, то фрахт принимается на страхование в том же порядке, что и груз. Подписание договора фрахтования влечет определенные риски для каждой из сторон, участвующих в договоре, т.е. и для судовладельца, и для фрахтователя.