Диверсификация производства как фактор, обеспечивающий эффективность деятельности строительного предприятия

Концентрация на единственном строительном бизнесе является для организации самым лучшим при высоких темпах роста строительного рынка. Это заставляет организации прилагать все усилия для сохранения и увеличения своей доли на рынке и дальнейшего развития основных конкурентных преимуществ, а также капитализировать прибыль для повышения эффективности деятельности и сохранения сильной позиции в отрасли.

В случае когда строительная отрасль стагнирует или по причине экономического кризиса страны не является привлекательной, будущее предприятия неопределенно, темпы роста поддерживать на прежнем уровне становится трудней, падает эффективность деятельности, а получение прибыли становится все более сложной задачей. Когда предприятие исчерпывает все возможности дальнейшего роста в своем бизнесе, достаточно многообещающую стратегию представляет собой диверсификация.

Диверсификация проникновение фирм в отрасли, нс имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности. Диверсификация связана с процессом концентрации производства на межотраслевом уровне и структурной перестройкой хозяйства. Это родственная диверсификация. Диверсификация в широком смысле — расширение производства по направлению своей основной предпринимательской деятельности, т.е. в рамках своей отраслевой принадлежности (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т.п.). Диверсификация производства и предпринимательской деятельности, являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, преследует, как правило, различные цели и определяет направления реструктуризации корпораций и экономики в целом.

Как показал анализ современных мировых тенденций диверсификации, существует ряд мотивов и целей, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов деятельности (рис. 16.2).

Рис. 16.2. Мотивы и цели диверсификации

На практике принято различать диверсификацию экономическую и производства.

Экономическая диверсификация — это объединение в одной фирме выпуска продукции с разной рентабельностью, что позволяет манипулировать издержкам и 11роизводства.

В строительстве практически невозможно применять экономическую диверсификацию, так как строительные фирмы осуществляют позаказную

(объектную) деятельность с примерно одинаковым уровнем рентабельности всех видов СМР (10—18%), поэтому наибольший интерес для строительства представляет диверсификация производства.

Диверсификация производства в строительстве — проникновение в новые сектора строительного и нестроительных рынков с одновременным развитием нескольких связанных или не связанных друг с другом видов производств или сочетание производства продукции (работ, услуг) в разнородных сферах деятельности.

В строительстве можно выделить следующие направления диверсификации производства:

• объединение в одной системе собственно строительства и производства строительных материалов с созданием предприятий типа домостроительных комбинатов;

• объединение в одной производственной системе строительного проектирования и собственного строительства с созданием предприятий типа проектно-строительных фирм (объединение этих двух видов деятельности имеет значительный экономический потенциал, так как позволяет накапливать внутри фирмы большие возможности оперативного решения разнообразных строительных задач, что делает поведение предприятия на строительном рынке более гибким);

• создание инжиниринговых фирм, включающих в сферу своей деятельности весь комплекс работ и услуг по созданию законченных объектов, подготовленных к эксплуатации с проектной мощностью (в том числе объектов, связанных с созданием инфраструктуры);

• организация производства строительных материалов и заделов с выходом на рынок строительных материалов с использованием отходов строительного производства, некондиционной продукции, отходов от разборки зданий и сооружений при их реконструкции;

• организация других производств, не связанных с основным производством, на которых можно в той или иной мере использовать квалификацию работников строительной фирмы (например, в мебельном производстве).

Диверсификацию разделяют на связанную и несвязанную (конгломе- ративную). Связанная диверсификация в свою очередь делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная диверсификация (интеграция) — это процесс включения в имеющуюся систему новых компонентов (производств, предприятий), входящих в единую технологическую цепочку производственного процесса. При этом различают три типа интеграции: полная, частичная и квазиинтеграция (подразумевается создание альянсов между заинтересованными компаниями без перехода права собственности).

Кроме того, вертикальная диверсификация может быть прямая (интеграция с предприятиями — потребителями продукции) и обратная (с пред- приятиями-поставщиками). Горизонтальная диверсификация — процесс объединения предприятий, работающих в одной сфере, — проводится для усиления своей конкурентоспособности или для контроля над конкурентами. Несвязанная диверсификация — это процесс проникновения

на новые рынки, не связанные с основным видом деятельности компании (рис. 16.3).

Рис. 16.3. Классификация процессов диверсификации в строительстве

Диверсификация производства имеет два пути развития: 1) внутренний рост — проведение диверсификации существующего предприятия (создание или выделение новых направлений); 2) внешний рост — диверсификация путем слияния, поглощения.

В любом случае процесс диверсификации является достаточно сложным и требует комплексной предварительной экономической оценки.

Диверсификация производства может быть:

• плановой (по заранее разработанному бизнес-плану) и внеплановой (вынужденной);

• внутриотраслевой и межотраслевой;

• простой (без затрат на ее проведение) и сложной (с выделением капитальных вложений на ее осуществление).

В настоящее время в строительных предприятиях происходят два типа диверсификации производства:

• внутриотраслевая, связанного типа, с обратными связями, в основном простая, на внеплановой основе;

• межотраслевая, несвязанного типа, как правило, на плановой основе. Может быть сложной и простой в зависимости от финансового состояния предприятия.

Строительные предприятия в условиях кризиса рыночной экономики на практике стали применять диверсификацию как способ укрепления своего экономического положения. На рис. 16.4 отражены варианты экономической стратегии строительных предприятий в рыночной экономике.

Рис. 16.4. Варианты экономической стратегии деятельности строительных предприятий в условиях рыночной экономики

Диверсификация производства является способом разрешения возникающих противоречий между снижающейся нормой прибыли в специализированных строительных предприятиях и возможностью ее увеличения в других секторах строительного и нссгроительного рынков.