Дисциплина труда как элемент его организации

Дисциплина труда является объективно необходимой формой связи между работниками, участвующими в процессе труда. Важную роль в укреплении дисциплины труда играют организационные меры, направленные на улучшение использования рабочего времени и оборудования, на внедрение научной организации труда и производства, совершенствование системы управления. Используются также методы материального воздействия. Они носят либо поощрительный, стимулирующий характер (премирование, повышение заработной платы, награждение ценными подарками, выдача путевок в санатории и дома отдыха и т.п.), либо наказательный (лишение премий, возмещение ущерба, лишение прав на получение различных льгот).

На практике используется также широкий диапазон мер морального воздействия на работника с целью укрепления дисциплины труда. Дисциплина труда выступает в разных видах: как трудовая дисциплина в узком смысле слова и как производственная дисциплина.

Производственная дисциплина означает соблюдение установленной технологии, режимов работы оборудования, производственных графиков, требований техники безопасности и т.д. А под трудовой дисциплиной в узком смысле слова понимается соблюдение прежде всего правил внутреннего трудового распорядка.

Состояние дисциплины труда часто связывают с таким явлением, как текучесть кадров. Она является одним из важнейших факторов ослабления трудовой дисциплины, влекущим за собой экономические потери: потери рабочего времени и средств на подготовку кадров, снижение трудовой активности и производительности труда работника перед принятием решения о смене места работы, выбытие людей на более или менее длительный срок из трудового процесса в связи с переходом на другую работу и др. В социальном отношении процесс текучести тормозит формирование стабильных трудовых коллективов с нормальным внутренним социально-психологическим климатом. Внедрение новых форм и технологий организации труда способствует повышению его эффективности и результативности.

Организация труда в чрезвычайной ситуации[1]. Ответственность за реагирование в чрезвычайной ситуации (ЧС) несут в первую очередь соответствующие министерства и ведомства – Министерство по чрезвычайным ситуациям России, пожарная, милицейская и скорая медицинские службы.

Главная задача специалистов социальных служб – обеспечение безопасности в условиях ЧС. Им необходимо знать, понимать и учитывать все аспекты процесса ликвидации последствий ЧС, в том числе психологические закономерности и социально-психологические феномены, сопровождающие развитие событий в экстремальных ситуациях и восстановления после них. Особое место в обеспечении безопасности и благополучия населения занимает информационно-психологический аспект, связанный с формированием массового сознания населения.

Процесс противостояния чрезвычайным ситуациям состоит из трех стадий:

– готовность к возникновению ЧС (чрезвычайное планирование);

– действия по реагированию на возникшую ЧС (устранение угрозы, эвакуация людей);

– действия по восстановлению после ЧС (работа с пострадавшими и их родственниками, оказание им материальной и психологической поддержки).

Главная задача чрезвычайного планирования – минимизировать и ликвидировать негативные последствия той или иной чрезвычайной ситуации. Основные функции социальных служб на этом этапе связаны с работой по следующим направлениям:

– исследование уязвимости групп населения;

– организаторская и просветительская работа с населением;

– обучение специалистов основным аспектам реагирования и ликвидации последствий ЧС;

– создание и индивидуальная адаптация планов действий в ЧС и ознакомление с ними специалистов.

Основная часть работы ложится на плечи социальных служб на этапе восстановления после ЧС. Основной задачей социальных служб является координация и контроль процесса возвращения пострадавших к нормальной жизни. Социальные службы координируют:

– возмещение пострадавшим материальных убытков;

– прохождение лечения; диагностику на предмет оказания психологической поддержки и оказание этой поддержки;

– материальные выплаты родственникам погибших;

– организацию похорон погибших;

– оказание поддержки в адаптации к жизни пострадавшим, получившим травмы в ЧС, и другие мероприятия, направленные на реабилитацию и восстановление способности к ведению самостоятельной жизни у пострадавших.

В социальных учреждениях создается Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности учреждения. Она координирует и обеспечивает согласованность действий органов управления, сил и средств организации при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС.

В каждом социальном учреждении составляется антикризисный план. Он состоит из блоков:

– организационного (кто отвечает за планирование и порядок действий в ЧС);

– методического (выявление критериев для оценки эффективности работы в ЧС);

– ресурсного (материально-технические и кадровые ресурсы).

С целью реализации антикризисного плана действий в учреждении руководителем создаются антикризисная бригада и эвакуационная комиссия для подготовки, планирования и проведения мероприятий.

Социальные работники также должны получать помощь по восстановлению самоконтроля, возможности справиться со своими собственными чувствами, тревогами, реакциями на кризис.

В группу, принимающую план действий по ликвидации последствий ЧС, входят: руководитель учреждения социального обслуживания, заместитель руководителя, представители отделения срочного социального обслуживания, социальной реабилитации и надомного обслуживания, психологи и другие лица, отвечающие за проведение антикризисных и эвакуационных работ. Планируется проведение общего собрания, групповая и индивидуальная работа. Определяются время, место и ответственные лица за проведение мероприятий.