Динамика и классификация конфликтов

Конфликт как социально-психологический феномен в своем развитии проходит несколько этапов и стадий (рис. 32.1).

Первый этап - предконфликт, имеющий три стадии:

1) конфликтная ситуация носит внутриличностный характер и внешне не выражается: стадия возникновения конфликтной ситуации и скрытой формы конфликтных отношений;

2) противоречие начинает проявляться и внешне: недомолвки, неуместные шутки, колкости в адрес партнера по общению, игнорирование его в разных формах и т.п.;

3) противоречие между людьми обостряется и становится внешне отчетливо выраженным. Люди не скрывают неприязни по отношению друг к другу, демонстрируют готовность вступить в борьбу, но реальных действий (инцидента) пока нет: стадия перехода к конфликтному поведению.

Второй этап - собственно конфликт, когда происходит столкновение сторон и реализуется стремление каждой из них разрешить ситуацию по своему сценарию, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями.

Третий этап - послеконфликтная ситуация, которая может оказаться неблагоприятной как для одной, так и для обеих сторон. В таком случае это может стать основой для дальнейшего нарастания конфликтных отношений, новым витком конфликтного взаимодействия и возникновением постстрессовых психических состояний с негативными последствиями.

Рис. 32.1. Динамика развития и протекания конфликта

Существуют различные подходы к классификации конфликтов. М. М. Рыбакова выделяет три вида конфликтов: деятельности, поведения (поступков) и отношений.

В. И. Андреев предлагает следующую классификацию конфликтов:

- по степени остроты: недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда;

- по предметно-деятельностному признаку: управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие, политические и др.;

- по степени вовлечения людей: межличностные, межгрупповые, межгосударственные, межпартийные и др.

В работах А. Я. Анцупова выделяется четыре типа конфликтов: ролевые, нравственные, борьба за ресурсы и инновационные (между консерваторами и новаторами).

По своим последствиям конфликты могут быть конструктивными, ведущими к оздоровлению ситуации, снятию барьеров и других трудностей в развитии коллектива и т.п., и деструктивными, имеющими разрушительный, негативный характер для социальной среды и участвующих в конфликте людей.

Так, например, разновидностью конструктивных конфликтов могут быть кризисы возрастного развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин).

Разработанная А. С. Макаренко теория педагогического взрыва также иллюстрирует идею специально создаваемых в интересах оздоровления отношений в коллективе и развития личности конфликтов конструктивного характера.

Вместе с тем любой конфликт не может не иметь и негативных проявлений для участвующих в нем сторон: тратятся время, физический и нервный потенциал, нарастает психическая напряженность, у участников учащается пульс, повышается артериальное давление и т.п. Любой конфликт имеет негативные последствия для физического и психического здоровья участвующих в нем людей.

Стили поведения личности в конфликтных отношениях

Поведение людей в конфликтных отношениях может быть разным. Выделяют пять основных стилей такого поведения:

- сотрудничество, при котором человек активно стремится к разрешению конфликтной ситуации с учетом и интересов партнера. Если сотрудничество становится взаимным, то трудности во взаимоотношениях и в решении деловых вопросов успешно разрешаются и до конфликтных отношений обычно не доходит;

- приспособление, когда человек проявляет пассивность и готовность согласиться с позицией партнера, принять его точку зрения. В гаком случае конфликтные отношения разрешаются успешно уже на этапе предконфликта;

- уклонение: при таком стиле поведения человек активно избегает столкновения с партнером, оставаясь при своем мнении, по сути, сохраняя свое лицо, позицию в конфликтных отношениях;

- конкуренция, противостояние: в таком случае человек активно отстаивает и даже стремится навязать другому, партнеру по общению, свою позицию. При взаимном соперничестве, противодействии и возникает конфликт, последствия которого могут быть труднопредсказуемы;

- компромисс, когда в конфликтных отношениях человек в зависимости от ситуации использует элементы всех вышеназванных стилей поведения и их соотношение в конкретном случае может быть разным (любой из первых четырех стилей может оказаться и доминантным). При использовании компромиссного типа поведения обеими сторонами конфликтные отношения обычно разрешаются уже на первом этапе.