Деятельность коммерческих банков на рынке государственных ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг начал интенсивно развиваться с 1993 г. и стал основным сектором фондового рынка России. Одновременно рос объем операций банков на этом рынке. В результате до дефолта 1998 г. операции с государственными ценными бумагами стали рассматриваться банками как один из основных источников получения дохода. Если на 1 января 1994 г. банковский портфель государственных ценных бумаг составлял лишь 1,1% всех активов, то за 1994-1995 гг. объем гособлигаций вырос в 36 раз, и их доля в активах возросла до 7,2%.

Накануне событий 17 августа 1998 г. государственные ценные бумаги составляли большую /юлю ликвидной части активов банковской системы (около 82% высоколиквидных и 59% ликвидных активов). Увеличение доли государственных ценных бумаг в активах коммерческих банков происходило в основном за счет роста вложений на рынке ГКО и ОФЗ. Быстрый рост инвестиций в ГКО и ОФЗ шел как по крупнейшему их держателю — Сбербанку России, так и по другим крупнейшим банкам.

В банковской деятельности государственные ценные бумаги выполняют двойную роль: образуют резервы ликвидности для своевременного осуществления платежей и позволяют сформировать инвестиционный портфель в целях получения дохода.

В зарубежной практике управление ликвидностью возможно осуществлять, оперативно привлекая средства на национальных и мировых денежных рынках, т.е. на основе управления пассивами. В России ситуация иная, и банки вынуждены были делать ставку па создание запасов ликвидных активов в основном путем размещения средств па рынке ГКО и ОФЗ.

Ликвидность вложений в ценные бумаги означает возможность их быстрой реализации без существенных убытков. Более ликвидными являются облигации с меньшими колебаниями цен, и чем ближе срок их погашения, тем более ликвидными они становятся.

Ликвидность банков может поддерживаться не только путем простой продажи цепных бумаг, но и с помощью таких сделок с ценными бумагами, как:

• продажа ценных бумаг с условием обратного выкупа (сделка репо);

• получение кредита под залог ценных бумаг.

Важнейшими факторами, обусловившими привлекательность

государственных ценных бумаг во всем мире и в России, являются их доходность и надежность. С точки зрения доходности рынок ГКО и ОФЗ всегда был привлекательным для банков, поскольку позволял не только избежать инфляционного обесценения денежных средств, но и получить значительный доход. До августа 1998 г. государство регулярно выполняло обязательства по своим ценным бумагам.

Помимо государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ) российские банки активно участвовали на рынке других государственных ценных бумаг — облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Предназначенные для того, чтобы привлечь средства населения для финансирования государственных расходов, ОГСЗ использовались банками для обеспечения ликвидности и формирования инвестиционных портфелей в целях получения дохода. По мере развития рынка ОГСЗ была создана депозитарная форма их обращения, при которой облигации со счета депо продавца переводятся на счет депо покупателя в депозитарии, роль которого стал выполнять Сбербанк России.

Уровень доходности ОГСЗ оказался ориентирован на процентные ставки по депозитам и был выше, чем ОФЗ с аналогичными купонными выплатами. Кроме того, для рынка ОГСЗ характерно относительно невысокое в сравнении с ГКО и ОФЗ колебание цен.

Специфика рынка ОВВЗ заключалась в том, что эти облигации были деноминированы в долларах США. К началу операций с ОВВЗ на вторичном рынке они уже обращались на западных финансовых рынках, поскольку ими были оформлены задолженность Внешэкономбанка СССР перед зарубежными банками и долги бывшего СССР. В этих условиях российские коммерческие банки начали скупать ОВВЗ у их получателей и стали основными участниками рынка этих ценных бумаг. Доходность ОВВЗ на начальных этапах по западным меркам была чрезвычайно высокой — от 20 до 30% в долларах США и лишь к началу 1996 г. снизилась до 13-15% годовых.

Таким образом, операции российских коммерческих банков с государственными ценными бумагами стати для них важнейшим направлением размещения активов. Это же послужило одной из причин кризиса банковской системы России после дефолта 17 августа 1998 г., когда объявленная реструктуризация государственных облигаций фактически означала исчезновение ликвидной части банковских активов: высоколиквидные активы сразу сократились в 5,5 раза, а ликвидные — в 2,5 раза.

Общие потери инвесторов от реструктуризации государственного долга (замены ГКО и ОФЗ со сроком погашения 31 декабря 1999 г. на новые со сроком обращения четыре года и пять лет) в августе 1998 г. составили 45 млрд долл., при этом 75% потерь приходилось на российских инвесторов. И тем не менее уже в 1999 г. вновь появился интерес к ГКО и ОФЗ.

В феврале 2000 г. впервые после дефолта были осуществлены две эмиссии ГКО со сроком обращения 98 и 196 дней на общую сумму 5 млрд руб., затем последовало еще несколько эмиссий, однако в 2000 г. биржевой оборот по ГКО и ОФЗ был в 25 раз меньше, чем в 1997 г. В последующие годы шло постепенное восстановление рынка ГКО и ОФЗ, на котором по-прежнему крупнейшими инвесторами были российские банки. На начало 2003 г., по данным Банка России, объем портфелей государственных долговых обязательств кредитных организаций составил 412,8 млрд руб. Характерной чертой рынка государственных долговых обязательств является высокая концентрация портфелей госбумаг у ограниченного круга инвесторов.

В последующие годы, несмотря на возросшую активность коммерческих банков на рынке корпоративных ценных бумаг, наблюдался значительный рост вложений средств в долговые обязательства Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления с 1 января 2006 г. по 1 сентября 2007 г. — на 27,4%. На начало 2007 г. вложения банков во все виды долговых обязательств всех эмитентов, в том числе нерезидентов, составили 1341,2 млрд руб., что на 29,4% больше, чем год назад (01.01.2006 г.). Но сравнению с началом 2009 г. вложения средств кредитными организациям в долговые обязательства на 1 января 2010 г. выросли вдвое.

Следует ожидать, что тенденции роста инвестиционной активности банков сохранятся в будущем, учитывая, что Минфин России намерено проводить заемную политику, направленную на замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями и на развитие национального рынка государственных ценных бумаг. Для повышения ликвидности рынка государственных ценных бума!' Минфин России продолжит размещать гособлигации со стандартными сроками обращения (3, 5, 10, 15 и 30 лет).