Человек и организация

Основой совместной работы людей в организации является разделение труда и кооперация. Знаменитый социолог Герберт Спенсер (1820–1903) определял социальный прогресс как переход общества от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разнородности. В примитивных обществах степень разделения труда незначительная, индивиды выполняют схожие действия для самообеспечения, слабо связаны и мало нуждаются друг в друге. В современных сложных обществах каждый человек специализируется на отдельном виде деятельности, который выполняет наиболее эффективно и профессионально. Здесь общество разнородно, но крепко связано.

Разделение и кооперация труда в организации задают устойчивые повторяющиеся связи между людьми и группами людей. В организации люди дополняют друг друга, объединяют свои способности, что обеспечивает им выживание и развитие.

Каждый член организации занимает в ней определенное место (например, входит в ту или иную группу), которое обусловлено сферой его деятельности, совокупностью прав и обязанностей, реализует функцию, направленную на достижение целей организации. Это обеспечивает решение его индивидуальных проблем, например, обретение власти, получение дохода, доступ к информации и др. Организация может успешно функционировать, применять возможности объединяемых ею лиц для собственного укрепления и развития, если учитывает в той или иной степени интересы каждого.

Человек, включаясь в организацию, ожидает:

– содержательной, значимой, творческой, интересной работы;

– определенной самостоятельности, независимости, ответственности;

– социальной защищенности, комфортности, безопасности;

– вознаграждения, эквивалентного его вкладу в результат;

– участия в делах организации;

– благоприятного морально-психологического климата;

– гарантий роста и развития.

Человек в организации находится в поле взаимодействующих интересов и ценностей, мотивов и установок, стимулов и социальных ограничений. В совокупности это определяет его активность и дисциплинированность в деятельности (готовность следовать требованиям и ограничениям).

Взаимосвязь компонентов, влияющих на активность деятельности человека, показана на рис. 3.6.

Организация, в свою очередь, требует от работников:

– высокой квалификации и специальных знаний;

– дисциплины, лояльности, подчиненности существующим в ней правилам и нормам;

– высоких личностных и моральных качеств;

– активного участия в своих делах;

– стремления к совершенствованию;

– исполнительности, ответственности.

Поскольку субъект и организация нс всегда соответствуют друг другу, то организация вынуждена путем специальных мероприятий приспосабливать человека к себе с целью максимального использования его возможностей.

Рис. 3.6. Факторы активности человека

В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы. Но на деле часто либо организация низводит участников до положения винтиков, либо те используют ее в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации.

Организация, противопоставляющая себя индивидам, разрушается из-за конфликтов или увольнения людей, но и люди самостоятельно без поддержки организации далеко не всегда могут достичь своих целей.

В организации люди выполняют различные роли. Прежде всего, они выполняют должностную роль и роль товарища по коллективу. Обе эти роли являются приобретенными.

Должностная роль является формализованной: ее нрава и обязанности формируются высшим руководством организации и санкционируются обществом (с помощью законов, инструкций, тарифных ограничений, коллективных договоров и др.).

Права и обязанности товарища по работе устанавливаются самим коллективом.

Роли различаются также по масштабу: должностная роль ограничена деятельностью в организации, роль товарища по работе выходит за эти рамки. Товарищ должен оказывать эмоциональную поддержку. Наконец, в рыночной экономике роль работника ориентирована на личное благо, а роль товарища – всегда на коллективное.

Наряду с уже выделенными основными социальными ролями личности в организации – должностной ролью и ролью товарища, следует отметить роль новатора, т.е. рационализаторскую роль, которая в известной мере противоположна должностной. Если должностная роль связана с четким пониманием инструкций, то рационализаторская роль предполагает творческое переосмысление, развитие привычных методов работы и лишь последующее закрепление нового в виде инструкции. Поэтому между ними также может возникать конфликт.

Итак, личность в организации выполняет три главные роли:

1) должностную роль;

2) роль рационализатора;

3) роль товарища по работе.

Все они в зависимости от организации труда и трудовых отношений могут поддерживать друг друга или конфликтовать между собой.