Бизнес как инвестиционный товар

Как всякий товар, бизнес обладает полезностью[1] для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать его потребности в получении дохода. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании.

В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса сопровождаются определенными затратами. Полезность и затраты в совокупности задают основу рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком.

Однако это все же товар особого рода. Эти особенности настолько важны, что предопределяют также принципы, подходы и методы оценки[2].

Во-первых, это товар инвестиционный, вложения в который осуществляются с целью получения отдачи в будущем. Затраты и доходы разделены во времени, причем размер ожидаемой прибыли неизвестен, имеет вероятностный характер. Поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи (см. подробнее в подпараграфе 5.7.3 и параграфе 8.4). В течение данного периода времени объект подвергается воздействию на него профессионального (институционального) инвестора, имеющего целью увеличение его стоимости; инвестор-спекулянт выжидает момент, когда на рынке сложится более удачная рыночная конъюнктура; потребитель-предприниматель просто эксплуатирует объект с целью получения доходов.

Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность, подлежит продаже с позиции собственника-продавца. Если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то его понятие о стоимости объекта инвестиций формируется на основании расчета текущей стоимости будущих доходов, которые он предполагает получить от владения данным бизнесом в качестве нового собственника. Сделка возможна, если интервал цен продавца, минимум которого S соответствует его издержкам, и интервал цен покупателя, верхний предел которого В определяется текущей стоимостью будущих доходов от объекта, которые он может получить, имеют непустое пересечение. Этот интервал (5; В) называют также интервалом успеха.

Во-вторых, бизнес является системой и продаваться может как вся система в целом, так и как отдельные части ее и даже элементы. В последнем случае товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, элементы, которые становятся основой формирования иной, качественно новой системы с другим собственным капиталом, другой конкретной организационно-экономической формой.

В-третьих, потребность в этом товаре зависит от процессов, происходящих как внутри сферы производства самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, а с другой – его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе. Это определяет потребность в государственном регулировании не только механизма купли-продажи бизнеса, но и процесса формирования рыночных цен на бизнес, а значит, в регулировании и процесса оценки.

Оценка предприятия означает определение в денежном выражении стоимости, которая должна отражать оба свойства предприятия как товара, т.е. его полезность и затраты, необходимые для реализации этой полезности, при обладании им. Поскольку представление о полезности зависит от конкретных интересов покупателя, постольку оценщику приходится определять различные виды стоимости (рыночную, ликвидационную, инвестиционную и др.).