Включение земель в состав курортов

Положения общей части земельного права, в том числе регулирующие предоставление и оформление земельных участков, распространяются и на земли особо охраняемых территорий. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел протест первого заместителя Генерального прокурора РФ на постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области и Федерального арбитражного суда Уральского округа по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора РФ, поддержавшего протест, Президиум установил следующее. Чебаркульский опытный лесхоз обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к арендному предприятию "Санаторий “Кисегач” о взыскании лесных податей. Решением в иске отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, иск удовлетворен.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением оставил без изменений постановление апелляционной инстанции. В протесте первого заместителя Генерального прокурора РФ предлагается указанные постановления судов апелляционной и кассационной инстанций отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Администрация г. Чебаркуля Челябинской области постановлением закрепила за Фондом имущества Совета федерации профсоюзов Челябинской области 67 га особо ценных земель рекреационного назначения, занятых санаторием. Комитет но земельным ресурсам и землеустройству г. Чебаркуля выдал государственный акт о предоставлении Фонду названных земель в бессрочное (постоянное) пользование для санатория, который зарегистрирован в качестве арендного предприятия.

В абрисе Ч ебаркульского лесхоза указано, что 47 га леса, переданных в пользование санаторию, относятся к первой и второй зонам округов санитарной охраны курортов. Судами не выяснен вопрос о том, относится ли лес первой группы (ныне – защитный лес), расположенный па землях, используемых санаторием, к землям лесного фонда либо он изъят в установленном порядке. В материалах дела отсутствуют разрешительные документы Правительства РФ или иного органа об изъятии этих земель из земель лесного фонда и передаче в пользование санаторию.

В случае если названные земли не изымались из земель лесного фонда, суду следует установить, на каких правовых основаниях санаторий пользуется участками лесного фонда и является ли он тем лицом, которое должно платить лесные подати.