Базовые концепции и функции международного финансового менеджмента

Международный финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. К основополагающим из них относятся следующие.

1. Концепция денежного потока. Применение концепции предполагает:

• идентификацию денежного потока;

• определение его продолжительности;

• оценку факторов, характеризующих величину элементов денежного потока;

• выбор коэффициента дисконтирования;

• оценку риска, связанного с данным потоком.

2. Концепция временно́й оценки денег. Смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через некоторое время, не равноценны.

Эта неравноценность определяется действием трех ключевых причин, а именно:

• инфляцией;

• риском неполучения ожидаемой суммы;

• оборачиваемостью денежных средств.

3. Концепция компромисса между риском и доходностью. Получение того или иного дохода в любом бизнесе связано с определенным риском. Связь между этими характеристиками инвестирования денежных средств прямо пропорциональная: бо́льшему доходу, как правило, соответствует бо́льший риск.

Поэтому категория риска используется в финансовом менеджменте при:

• оценке инвестиционных проектов;

• формировании инвестиционного портфеля;

• выборе финансовых инструментов;

• принятии решений но структуре капитала компании и т.д.

4. Концепция стоимости капитала. Использование того или иного источника финансирования связано с различными издержками соответствующей компании, так как каждый источник финансирования имеет свою стоимость. Например, за банковский кредит необходимо платить банковские проценты, за выпущенные акции – выплачивать дивиденды, за проданные облигации – осуществлять процентные (купонные) платежи и т.п.

Количественная оценка стоимости капитала имеет важнейшее значение при:

• анализе инвестиционных проектов;

• выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.

5. Концепция альтернативных издержек (издержек упущенных возможностей). Принятие любого управленческого решения, в том числе финансового характера, как правило, всегда связано с отказом от альтернативных вариантов.

Объективно обоснованное решение может быть принято только в результате сравнения альтернативных издержек, выраженных в виде абсолютных или относительных показателей.

Концепция альтернативных издержек играет важную роль в оценке вариантов:

• возможного вложения капитала;

• использования производственных мощностей компании;

• выбора политики кредитования и т.п.

6. Концепция агентских издержек. Большинству современных компаний, и прежде всего корпораций, присуще расхождение интересов владельцев компаний (акционеров) и наемного управленческого персонала, или, иными словами, разрыв между функцией владения и функцией управления.

В частности, управленческий персонал при принятии тех или иных управленческих решений может руководствоваться личными, нередко корыстными интересами.

Для того чтобы ограничить возможности нежелательных действий менеджеров владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки, и их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

7. Концепция асимметричной информации. Отдельные участники рыночные отношений могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. В этом случае говорят о наличии асимметричной информации.

Асимметричность информации способствует существованию рынка капитала, так как каждый потенциальный инвестор имеет собственное мнение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости того или иного финансового инструмента. Каждый полагает, что именно он обладает информацией, недоступной другим участникам рынка. Чем большее число участников рыночных отношений придерживается такого мнения, тем более активно осуществляются операции купли-продажи соответствующего финансового инструмента.

Место и роль международного финансового менеджмента в компании можно проиллюстрировать при помощи следующего фрагмента организационной структуры типичной производственной компании (рис. 1.2).

В качестве основных функций финансового менеджмента международной компании необходимо отметить следующие.

1. Разработка финансовой политики компании: инвестиционной, ценовой, учетной и налоговой.

2. Представление интересов компании во взаимодействии с контролирующими структурами: банками, инвесторами, владельцами бизнеса, аудиторами и др.

3. Формирование в соответствии со стратегией развития компании ежегодных и ежеквартальных финансовых планов и контроль за их исполнением.

4. Мониторинг внешней среды, слежение за базовыми финансовыми индикаторами: курс валют, индекс инфляции, курс акций, процентные ставки и др.

5. Разработка внутренних финансовых нормативов, мониторинг доходов и расходов, бюджетирование бизнес-процессов.

6. Координация финансовой деятельности дочерних компаний, составление консолидированной отчетности для владельцев международной компании.

7. Анализ финансового состояния компании, формирование оптимальных схем движения финансовых потоков, снижение дебиторской задолженности, осуществление налоговой оптимизации.

8. Эффективное размещение временно свободных денежных средств компании, управление рисками денежных вложений.

Рис. 1.2. Типовая структура управления международной компании

9. Отбор эффективных инвестиционных проектов и формирование оптимального портфеля инвестиций, комплексное управление активами компании с целью обеспечения обогащения собственников и роста капитализации бизнеса.

Международный финансовый менеджмент, используя в принципе стандартный аппарат экономического анализа, имеет в то же время значительную специфику по отношению к менеджменту компании, ориентированной лишь на внутренний рынок. Это обусловлено такими факторами, как:

• различное экономическое положение конкретных стран;

• особенности национального законодательства;

• наличие межгосударственного регулирования валютно- финансовых операций;

• налоговая специфика национальных экономик;

• особенности учета в различных странах;

• политические и страновые риски;

• многообразие валют и валютные риски;

• риски международных обменов;

• ограничения, налагаемые на зарубежные инвестиции;

• многообразие процентных ставок;

• разнообразие юридических систем;

• национальные и культурные различия.

В этих условиях финансовому менеджменту международной компании, кроме выполнения своих основных функций, приходится непрерывно следить за варьированием обменных курсов валют, изменениями в политических и экономических структурах, международных банковских связях, методах и ставках международного финансирования и т.д. и т.п.