Аргументы в защиту тарифов

Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как основной способ международной торговой политики.

Набор аргументов в защиту таможенных импортных пошлин весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходят к ее местным условиям.

Рассмотрим основные из приводимых чаще всего аргументов в защиту тарифа.

Тариф как средство защиты молодых отраслей

Аргумент о необходимости защиты молодых отраслей пользуется наибольшей популярностью как среди ученых, выступающих с позиций протекционизма, так и среди политиков, воплощающих их идеи в жизнь. Этот аргумент, который всегда имел огромную привлекательность для молодых и развивающихся стран, был сформулирован в 1791 г. Александром Гамильтоном – секретарем (министром) казначейства при Джордже Вашингтоне.

Он заключается в том, что в менее развитых странах временное введение тарифа является оправданным, поскольку сдерживает импорт современной промышленной продукции в течение того времени, пока нарождающаяся собственная индустрия набирается опыта и издержки отечественного производства снижаются до уровня, позволяющего противостоять конкуренции импортной продукции без тарифных подпорок. При этом утверждается, что сдерживание конкуренции импорта из более развитых стран со временем приведет к снижению национальных издержек производства, что окажется выгодным и всему мировому хозяйству в целом. Кроме того, в его защиту высказывается мнение, что использование тарифа в этом случае является временной мерой.

Такая поддержка национального автомобилестроения весьма успешно осуществлялась, например, в послевоенной Японии, что позволило ей достаточно быстро достичь высокого уровня конкурентоспособности и упразднить затем тарифы за ненадобностью. Другие примеры: развитие машиностроения и строительной отрасли в Южной Корее, машиностроения в Бразилии и др.

Кстати, довод в пользу необходимости защиты молодых отраслей останется актуальным и впредь, поскольку такие отрасли будут в различных странах возникать всегда. Увеличение в мировом объеме производства доли новых продуктов, изготовляемых по новым технологиям, является имманентным свойством экономического развития, и поэтому постоянно будет существовать проблема защиты новых отраслей отечественного производства, временно уступающих по конкурентным позициям другим странам.

Однако по мнению некоторых экономистов более эффективным способом защиты молодых отраслей, нежели тарифная, является их субсидирование, но, для того чтобы им воспользоваться, государство должно располагать весьма существенными объемами необходимых для этого средств.

Тариф как средство получения дохода

Этот аргумент в пользу введения таможенных пошлин активно используется прежде всего развивающимися странами, а также государствами с переходной экономикой, включая и Россию. Основной проблемой в этих странах является неспособность правительств обеспечить необходимый уровень общественных потребностей населения. Поэтому таможенные пошлины становятся важнейшим источником пополнения государственного бюджета, обеспечивая до половины и более поступлений в госбюджет. Для иллюстрации вышесказанного в табл. 11.1 приводится статистическая информация на 2000 г. о формировании доходов госбюджетов некоторых стран мира за счет тарифных сборов.

Таблица 11.1. Тарифные поступления в бюджеты стран[1]

№ п/п

Страна

Объема тарифных сборов в бюджете, %

1

Аргентина

13,31

2

Австралия

5,19

3

Бразилия

4,22

4

Канада

5,26

5

Колумбия

11,58

6

Франция

0,03

7

Германия

0,02

8

Гана

40,90

9

Индия

24,07

10

Италия

0,21

11

Берег Слоновой Кости

40,73

12

Корея

14,01

13

Малайзия

28,23

14

Мексика

2,73

15

Пакистан

30,94

16

Великобритания

0,01

17

США

1,56

18

Венесуэла

18,00

19

Россия

12,00

Из таблицы следует, что большинство слаборазвитых стран используют тариф в качестве основного или одного из основных источников пополнения государственного бюджета. Объясняется это тем, что правительства этих стран считают гораздо более простым способом пополнения бюджета взимание повышенных таможенных пошлин в нескольких портах страны (задействовав при этом незначительное количество должностных лиц таможни), чем внедрение сложных систем налогообложения, свойственных развитым странам[2].