Арбитры и арбитражная процедура

Одним из преимуществ коммерческого арбитража является возможность поручить рассмотрение спора пользующимся их доверием специалистам в той области, к которой относятся их взаимоотношения. Вопрос о квалификации и других качествах этих специалистов может быть согласован сторонами уже в арбитражном соглашении. В некоторых случаях эти ограничения могут устанавливаться регламентом арбитражного органа, которому стороны передали рассмотрение своих споров.

Если какие-либо требования, которым должны удовлетворять арбитры, отсутствуют, то каждая сторона вправе назначить арбитром любое лицо. Однако существует общее требование, которое заключается в том, что арбитр должен быть независимым и беспристрастным в отношении рассматриваемого спора. Соблюдение этого положения Закона о международном коммерческом арбитраже гарантируется в первую очередь тем, что арбитру может быть заявлен отвод, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости (ст. 12).

Регламент МКАС предусматривает, что арбитры должны обладать необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, быть беспристрастными и независимыми. Существует практика составления МКАС списка арбитров, включая иностранных, который утверждается сроком на пять лет Президиумом ТПП РФ. При этом предусматривается, что функции арбитров могут выполнять и лица, не включенные в этот список.

Лицо, избранное стороной для участия в деле, должно представить в МКАС краткие биографические сведения о себе, данные об образовании, текущей и прошлой трудовой деятельности, если такие сведения не сообщались МКАС ранее или в них произошли изменения (§ 3 Регламента). Кроме того, лицо, принимающее на себя функции арбитра, заполняет и подписывает заявление, форма которого утверждается Президиумом МКАС, с выражением согласия принять и выполнять функции арбитра в соответствии с Регламентом МКАС. При невыполнении этих требований в течение 15 дней с момента получения уведомления МКАС об избрании или назначении арбитра (если МКАС не установил с учетом конкретных обстоятельств более продолжительный срок) такое лицо считается отказавшимся от принятия на себя функций арбитра, а его избрание или назначение – несостоявшимся (п. 5 § 3 Регламента).

Количественный состав арбитража, который должен рассматривать спор, определяется соглашением сторон или регламентом того арбитражного органа, которому стороны договорились передать на спор рассмотрение. Практика показывает, что чаще всего спор рассматривается тремя арбитрами. Однако, когда речь идет о небольших спорах, более целесообразным представляется рассмотрение спора единоличным арбитром, что объективно снижает расходы, возникающие в связи с арбитражным разбирательством.

Действующий Регламент МКАС предусматривает право Президиума МКАС решать вопрос (с учетом сложности дела, цены иска, как правило, не превышающей 25 тыс. долл. США, и других обстоятельств) о рассмотрении дела единоличным арбитром. В этом случае арбитражный сбор уменьшается на 20%, что вполне очевидно сокращает материальные затраты, упрощает формирование состава и экономит время.

Стороны имеют право выбрать арбитра в течение 15 дней после получения уведомления МКАС при ТПП РФ. Если стороны пропустят этот срок, то арбитра и запасного арбитра назначает за них Президиум МКАС.

При рассмотрении дела составом арбитража из трех арбитров председатель этого состава также назначается Президиумом МКАС, что позволяет избежать задержки разбирательства, когда назначенные сторонами арбитры не могут договориться о кандидатуре суперарбитра. Аналогичный порядок назначения председателя состава арбитража предусмотрен и Арбитражным регламентом МТП.

Президиум МКАС в целях обеспечения оперативности решение всех названных вопросов по формированию состава может передать Председателю МКАС при ТПП РФ.

Стороны разбирательства имеют право заявить отвод арбитру. Если же сторона не заявляет отвод в 15-дневный срок с момента, как она узнала о сформировании состава арбитража, или после того, как сторона узнала об обстоятельствах, которые могут служить основанием для отвода, она считается отказавшейся от своего права заявить такой отвод (§ 18 Регламента МКАС). Кроме того, если вопрос об изменениях в составе арбитража возникает после окончания слушаний по делу (например, в связи с добровольным сложением одним из арбитров своих полномочий), Президиум МКАС вправе принять решение о завершении арбитражного разбирательства остающимися арбитрами.

Следует отметить, что положения Регламента МКАС относительно порядка формирования арбитража применяются, как прямо указано в § 17, при отсутствии соглашения сторон об ином.

Согласно Регламенту МКАС, арбитражное разбирательство начинается подачей искового заявления[1]. В исковом заявлении следует указывать наименования и адреса сторон, номера телефонов, факсов и электронной почты.

Наряду с другими положениями в исковом заявлении должно содержаться обоснование исковых требований с учетом применимого права. В исковом заявлении, содержащем несколько требований, истец должен дать расчет каждого требования в отдельности. При определении цены иска предусмотрено, что в случае предъявления денежного требования, заключающегося во взыскании продолжающих начисляться процентов, цена иска будет определяться суммой, исчисленной на дату подачи иска. В цену иска также не включаются требования о возмещении арбитражных сборов и расходов, а также издержек сторон (нередко стороны процесса включают их в цену иска)[2].

В случае если истец не определил или неправильно определил цену иска, МКАС по собственной инициативе или требованию ответчика определяет цену иска на основе имеющихся данных (§10 Регламента МКАС).

Отзыв на иск должен быть представлен в установленный срок (не позднее 30 дней с даты получения копии искового заявления согласно §12 Регламента МКАС). Отзыв на иск, в частности, должен содержать: заявление ответчика о признании исковых требований или возражении против них; изложение фактических обстоятельств, на которых основана позиция ответчика; доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; обоснование позиции ответчика с учетом применимых норм права и др. Предусмотрено, что отзыв на исковое заявление подписывается полномочным лицом с документальным подтверждением его полномочий.

Встречный иск и требования в целях зачета могут быть предъявлены при наличии арбитражного соглашения, охватывающего такой иск или требование наряду с требованиями по первоначальному иску.

Арбитражное разбирательство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности арбитражного разбирательства проявляется в обязанности равного отношения к участникам спора со стороны арбитража и предоставлении каждой из сторон всех возможностей изложения своей позиции (ст. 18 Закона о международном коммерческом арбитраже). Стороны и их представители должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами, не допускать злоупотребления этими правами и установленными сроками их осуществления. Этим же принципом обязаны руководствоваться арбитры, когда они сталкиваются в ходе арбитражного разбирательства с решением вопросов, которые остались не урегулированы сторонами и подлежат применению регламентами арбитражных институтов.

В отсутствие соглашения сторон о процедуре ведения арбитражного разбирательства арбитражный суд может вести разбирательство с соблюдением положений Закона о международном коммерческом арбитраже таким образом, какой считает надлежащим.

Полномочия, предоставленные арбитражному суду, включают полномочия на определение допустимости, относимости, существенности и значимости любого доказательства (ст. 19). Следовательно, на арбитражное разбирательство, осуществляемое на основании Закона о международном коммерческом арбитраже, не распространяются правила, содержащиеся в ГПК РФ и АПК РФ.

Для изложения сторонами своих позиций на основе представляемых доказательств и проведения прений осуществляется устное слушание дела. Состав арбитража может установить срок представления сторонами письменных заявлений и доказательств с целью заблаговременного ознакомления каждой из сторон с представленными другой стороной документами и материалами. Слушание проводится при закрытых дверях. С разрешения состава арбитража и с согласия сторон на слушании могут присутствовать лица, не участвующие в арбитражном разбирательстве.

Стороны вправе договориться о разбирательстве спора на основе только письменных материалов, без проведения устного слушания. Состав арбитража может, однако, назначить устное слушание, если представленные материалы окажутся недостаточными для разрешения спора по существу.

Стороны арбитражного процесса могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе арбитражного разбирательства. В отсутствие такой договоренности арбитражный суд определяет язык или языки, которые должны использоваться при разбирательстве. Такого рода договоренность или определение, если в них не оговорено иное, относятся к любому письменному заявлению стороны, любому слушанию дела и любому арбитражному решению, постановлению или иному сообщению арбитражного суда.

Часто вопрос о том, на каком языке ведется арбитражное разбирательство, решается в регламентах арбитражных институтов.

Например, Регламентом МКАС предусмотрено, что слушание дела ведется на русском языке. По соглашению сторон МКАС может провести слушание и на другом языке. Если сторона не владеет языком, на котором проводится слушание, МКАС по просьбе стороны и за ее счет обеспечивает ее услугами переводчика (§ 23). Стороны вправе представлять документы в МКАС на языке арбитражного разбирательства, либо на языке контракта, либо на языке делового общения между сторонами, при этом переводу подлежат не все документы, а только те, в отношении которых соответствующее указание дано составом арбитража. Данное положение позволяет избежать отложения слушания дела в связи с необходимостью перевода большого количества документации (зачастую не относящейся к существу вопроса), что неоднократно имело место в практике МКАС[3].

Регламент МКАС установил общее правило о том, что арбитражное разбирательство должно осуществляться в г. Москве. Однако Регламент допускает возможность проводить слушания и иные заседания вне г. Москвы, в том числе и за пределами территории России (§ 22).

Следует заметить, что правила Регламента МКАС, регулирующие выбор места и языка арбитражного разбирательства, отражают тенденцию[4] к увеличению числа иностранных арбитров, а также числа споров, оба участника которых являются иностранными лицами.