Лекция 11. Арабские страны Азии, Кавказ, Средняя Азия и Афганистан

Исторически сложилось так, что мир мусульманских народов в силу ряда специфических особенностей, в частности энергичной, агрессивной экспансии и стремительного прозелитизма ислама, широко распространился по ойкумене, заняв огромные территории и охватив большое количество населения. В этой главе речь пойдет о периферии исламского мира, периферии по отношению к Турции и Ирану. Несколько искусственное и даже условное объединение арабов и афганцев, а также народов Кавказа и Средней Азии соответствует именно этому критерию. Страны, о которых пойдет речь, весьма разные. Прежде всего среди них выделяется группа государств, территория которых совпадает с зоной древнейшего развития ближневосточной цивилизации (Сирия, Ливан, Палестина и Ирак). Есть и группа отсталых государственных образований Аравии, населенных преимущественно кочевниками-бедуинами. Особняком стоят завоеванные Россией Кавказ и среднеазиатский регион. И наконец, Афганистан, своеобразная контактная зона между арабо-иранским и тюрко-среднеазиатским регионами исламского мира.

Ирак и страны Леванта

С начала XVI в. эти страны, на протяжении ряда предшествовавших столетий переходившие из рук в руки (здесь господствовали арабские халифы и тюрки-сельджуки, фатимидские военачальники и монгольские завоеватели, крестоносцы и всесокрушающее воинство Тимура), попали под власть империи Османов. Разоренные непрерывными войнами, то и дело разрушавшими плоды мирного труда земледельцев и наносившими непоправимый вред тонкому и сложному ирригационному хозяйству, эти страны в XVI-XIX вв. уже почти ничем не напоминали своих процветавших в древности предшественников - Финикию, Месопотамию (Двуречье, Вавилон), Ливан с его царственными кедрами или тем более благословенную Палестину. Следует заметить, однако, что положение стран Леванта было более благоприятным по сравнению с Ираком, пришедшим в эти века в состояние полного экономического упадка.

В соответствии с генеральными принципами ислама все земли в завоеванных Османской Турцией арабских странах были формально объявлены собственностью султана, обложившего их рентой-налогом. Фактически же землей от имени султана распоряжались наместники и губернаторы, отчего тяжесть налога сильно возрастала.

пример

Так, доходы ливанского эмира Фахр эд-Дина II, считавшегося одним из богатейших людей в Османской империи, достигали в XVII в. 900 тыс. ливров в год, 340 тыс. из которых шли в казну султана.

Впрочем, всесилие наместников не следует преувеличивать. Султан сохранял жесткий контроль над завоеванными землями и бдительно следил за чрезмерно богатевшими своими вассалами. Тот же эмир Ливана, о котором только что упоминалось, был казнен в султанской темнице. Вассалы, в свою очередь, пользовались любым удобным случаем, чтобы ослабить власть султана. В частности, правители Ливана и Палестины активно апеллировали к помощи русских войск в годы русско-турецких войн XVIII в.

Уже с XVII в. Ирак стал зоной особых интересов английских колонизаторов, укреплявшихся в районе Персидского залива. В XVIII в. здесь действовали постоянные представители и резиденты Британской Ост-Индской компании, причем экономическая деятельность агентов компании со временем все более очевидно приобретала и политический характер. Ирак был сравнительно далеко от Турции, что в немалой степени способствовало некоторой автономии багдадского паши, подчас действовавшего практически независимо от администрации султана и ориентировавшегося на англичан. В первой половине XIX в. эта тенденция привела к тому, что Дауд-паша прекратил выплату дани султану. Однако позиции самого Дауда, несмотря на проведенные им в стране реформы и помощь англичан, оказались слабыми. Турецкие войска легко вошли в Багдад, и в 1831 г. с претензией иракских пашей на независимость от Стамбула было покончено.

Впрочем, в те годы это был едва ли не единственный успех султана. В ходе первой египетско-турецкой войны (1831- 1833) Мухаммед Али Египетский отобрал у султана страны Леванта, что способствовало росту могущества ливанского эмира Башира II. И хотя по условиям навязанного Мухаммеду Али державами соглашения арабские страны, включая и Египет, в 1840 г. вновь формально стали вассалами султана, фактически турецкое влияние в Леванте было подорвано. Зато с середины XIX в. Левант, как и Ирак, стал объектом очень активного экономического и политического проникновения колониальных держав.

Ливан издревле был центром религиозных конфликтов. Крупная христианская община маронитов, существовавшая здесь издавна, конфликтовала преимущественно с шиитской сектой друзов. Эти столкновения в 1840-1860-е гг. приняли характер вооруженной борьбы, даже религиозной резни, причем формальное разделение страны на два округа, маронитский и друзский, лишь подлило масла в огонь. Когда конфликт достиг апогея (резня христиан в Дамаске в 1860 г.), Франция, покровительствовавшая маронитам, высадила в Ливане свой экспедиционный корпус. В 1861 г. этот корпус под давлением англичан был выведен из Ливана, а международная комиссия в составе представителей Франции, Англии, Австрии, Пруссии, России и Турции выработала Органический статут Ливана, в соответствии с которым Горный Ливан становился особым районом. Во главе был поставлен назначенный турками христианин. Упразднялись старые звания, титулы и привилегии, провозглашалось равенство всех перед законом и упорядочивалось управление страной.

Органический статут, своего рода конституция, сыграл большую роль в развитии минирегиона. Турецкие войска были выведены, гражданские права способствовали быстрому росту экономики, включая активные связи с колониальными державами. Речь идет в первую очередь о самом Ливане, который с конца XIX в. быстро становился одной из наиболее развитых стран арабского мира. Центром его экономических интересов были, как в древности у финикийцев, прежде всего торговые и финансовые контакты в районе Средиземноморья. Богатые ливанцы ориентировались преимущественно на Францию, экономические позиции которой были здесь весьма прочными, так как Ливан поставлял сырье для процветавшей шелкоткацкой промышленности Лиона. На рубеже XIX-XX вв. в стране стремительно развивались просвещение и культура, издавались книги и журналы, множились ряды интеллигенции.

Не имевшая выхода к морю Сирия, была более отсталой, равно как и Палестина. Эти страны стали своего рода тыловой частью Леванта. Впрочем, с открытием судоходства по Суэцкому каналу (1869 г.) стратегическое значение расположенной рядом с каналом Палестины начало возрастать. Здесь оказались сосредоточены интересы не только соперничавших друг с другом Англии и Франции, но также и Германии, поддерживавшей Турцию. Зоной английского влияния, как упоминалось, был Ирак. Английские купцы держали в своих руках его внешнюю торговлю и контролировали судоходство по реке Тигр. Именно Ирак, как и Иран, стал ареной борьбы между Англией и Германией, прокладывавшей с благословения Турции через его территорию Багдадскую железную дорогу. Сооружение этой дороги давало Германии значительные экономические и политические преимущества как в самой Турции, так и в турецком Ираке. Англичане были этим, естественно, недовольны, ибо усиление Германии в арабских странах грозило подрывом их позиций. Неудивительно, что они прилагали немало усилий для того, чтобы помешать успешному строительству, и добились этого, воспрепятствовав выходу новой железной дороги к морю в районе Кувейта. Но все же влияние Германии в Ираке, как и в соседнем Иране, тоже зоне английского господства, росло. Немцы вели борьбу за рынки Сирии и Ирака, особенно в районах, где была проложена дорога. Они создали ряд сельскохозяйственных колоний в Палестине. Конец этой экспансии положила Первая мировая война, итогом которой для арабских стран Азии был некоторый передел зон влияния.

По соглашению 1916 г., несколько позже дополненному рядом документов, Ирак перестал быть турецким и вначале стал владением Англии. В 1920 г. Англия предоставила ему некоторое самоуправление. В 1921 г. Ирак был превращен в монархию во главе с изгнанным французами из Сирии хашимитским эмиром Фейсалом, власть которого была ограничена составленной англичанами конституцией. Эта конституция обеспечила позиции Англии в экономике Ирака. Имеется в виду контроль за нефтью и внешней торговлей. По договору 1930 г. Англия формально отказалась от своего мандата на Ирак, который стал независимым государством, членом Лиги Наций.

1930-1950-е гг. стали в Ираке периодом внутриполитической борьбы противоборствующих политических коалиций, как ориентировавшихся на англичан, так и выступавших против них. В годы Второй мировой войны, когда фашистская Германия попыталась было использовать в Ираке, как и в Иране, антианглийские настроения и соответствующие выступления, Ирак стал ареной борьбы с немецко-фашистским влиянием. Англичане оккупировали страну и вывели войска лишь после войны. Продолжавшийся рост антианглийских настроений и новое усиление национально-освободительного движения в Ираке в 1958 г. привели к тому, что на передний план политической жизни вышли радикальные политики. Антимонархический переворот повлек за собой активное сотрудничество нового правительства страны с СССР. Этот период был отмечен аграрной реформой начала 1960-х гг., а несколько позже национализацией ключевых объектов экономики страны, включая ее основное богатство, нефть.

Сирия и Ливан по соглашению 1916 г. стали подмандатной территорией Франции. Сирия при власти французов была вначале разделена на ряд полуавтономных государств (именно в связи с этим переделом был изгнан эмир Фейсал, ставший королем Ирака), которые подчинялись французскому верховному комиссару в Бейруте. Он же был и главой Ливана. Вся экономическая и финансовая власть, включая право эмиссии в обеих зонах, принадлежала вначале Банку Сирии и Ливана. Позже, с конца 1920-х гг., политически и экономически Сирия и Ливан стали обособляться. Более развитые территории прибрежного Ливана в 1926 г. получили статус республики, управлявшейся своим парламентом и президентом. Французами была разработана ливанская конституция, призванная учесть сложную этноконфессиональную структуру Ливана, в соответствии с которой распределялись места в парламенте. В Сирии было созвано Учредительное собрание, тоже подготовившее в 1928 г. проект конституции, предусматривавший провозглашение независимости страны. Французы заявили, что это требование противоречит условиям мандата, и поэтому распустили Учредительное собрание. В 1930 г. они предложили другой проект конституции, предусматривавший создание парламентарной республики под контролем Франции.

В 1936 г. правительство Народного фронта в Париже пообещало скорое предоставление независимости Сирии и Ливану. Но с падением этого правительства французский парламент изменил свое решение. С началом Второй мировой войны власть в Леванте оказалась в руках генералов правительства Виши, что привело к выкачиванию отсюда продуктов в Германию. Это вызвало резкое недовольство в Сирии и Ливане, энергично поддержавших переход власти в руки представителей Сражающейся Франции, правительства де Голля. В 1943 г. из конституций Сирии и Ливана были исключены статьи, предполагающие зависимость от Франции. Обе страны, невзирая на продолжавшийся нажим французского правительства, стали независимыми.

Парламентарные демократические системы в Сирии и Ливане были слабыми и недостаточно устойчивыми. В обеих странах одни правительства сменяли другие, шла острая партийная, а в Ливане еще и религиозная борьба, уточнялись конституционные нормы, менялись внешнеполитические ориентиры. В Сирии вполне демократические правительства подчас сменялись диктатурами (режим А. Шишекли в начале 1950-х гг.). В 1958 г. была совершена попытка политического объединения Сирии с Египтом в рамках Объединенной Арабской Республики (ОАР). Вначале это привело к реформам по египетскому образцу, прежде всего в аграрной сфере. Были национализированы некоторые банки и предприятия. Однако национализация вызвала недовольство и экономическую неустойчивость, что послужило в 1961 г. причиной выхода Сирии из ОАР, а также изменения принципов аграрной реформы и денационализации. Сирия вновь вступила в полосу политических неурядиц, пока власть в стране середине 1960-х гг. не перешла к Партии арабского социалистического возрождения (БААС) с ее ярко выраженной социально-националистической ориентацией.

В Ливане ситуация была несколько иной. Здесь не было почвы для диктатуры, напротив, представители различных партий и групп едва договаривались друг с другом в стремлении сохранить стабильность. Экономика Ливана после Второй мировой войны развивалась весьма энергично. По сравнению со своими соседями Ливан процветал. Но, как известно, это процветание прекратилось в середине 1970-х гг., когда противоборство религиозно-партийных группировок вышло за пределы допустимой нормы и страна оказалась на грани политической, а затем и экономической катастрофы.

Особо следует сказать о Палестине, где Англия с 1920-х гг. поддерживала еврейскую иммиграцию и колонизацию. Уже в 1936 г. была сделана попытка разделить Палестину на части, что вызвало негодование арабов. Попытки примирить арабов и евреев и тем более ограничить еврейскую иммиграцию привели к конфликту Англии с рядом еврейских сионистских организаций, ощущавших американскую поддержку. В 1947 г., вскоре после Второй мировой войны, в связи геноцидом евреев вопрос о Палестине приобрел особое звучание и был передан в ООН. Генеральная Ассамблея ООН постановила ликвидировать мандат Англии и разделить Палестину на два государства, еврейское и арабское, с выделением Иерусалима в город с особым статусом и международным режимом. В мае 1948 г. палестинские евреи создали государство Израиль, которое в ходе спровоцированной арабами-палестинцами первой арабо-израильской войны (1948-1949) оккупировало часть территории, решением ООН предназначавшейся палестинцам, а также заняло западную часть Иерусалима.

С 1948 г. Израиль - демократическая парламентарная республика во главе с президентом, обладающим, однако, преимущественно представительными функциями, и премьером. Существующий в немалой степени за счет щедрой финансово-экономической помощи США Израиль являет собой развитое современное государство с еврейским большинством и арабским меньшинством. Имеются в виду как те арабы, которые изначально проживали на территории современного Израиля и потому пользуются там всеми гражданскими правами, так и те, из древних Иудеи и Самарии, расположенных к западу от реки Иордан, кто вошел в состав Израиля в результате второй арабо-израильской войны (1967). Они формально не считаются гражданами Израиля и потому не имеют права служить в израильской армии, хотя при этом пользуются всеми остальными правами и льготами.