Аподиктически-формалистическая теория Аристотеля

В философии рядом с именем Платона непременно ставят имя его самого талантливого ученика Аристотеля. В педагогике же Аристотелю уделяют значительно меньшее внимание, чем его учителю. Во многом это объясняется отсутствием у Аристотеля произведений, в которых были бы систематизированы его педагогические идеи, отраженные в его многочисленных сочинениях. Необходимо, однако, учитывать, что Аристотель является автором чрезвычайно разветвленной системы воззрений, которую в принципе невозможно представить себе без педагогики. Не случайно он вошел в историю не только как великий философ, но и как воспитатель Александра Македонского, основатель Лицея – прототипа будущих университетов, просуществовавшего восемь столетий. Создавая Лицей, Аристотель явно брал пример с Платона, основателя знаменитой Академии.

Будучи учеником Платона, Аристотель подверг критике многие его воззрения. В полной мере это относилось и к ключевым концептам платонизма – идеям и диалектике.

Согласно Платону, идеи могут существовать независимо от вещей, являясь, однако, каким-то образом сопричастными им, и, следовательно, придавая им соответствующие формы. Аристотель же считал, что идеи присущи самим вещам, являясь их сущностью, т.е. формой. Любая вещь есть единство материи и формы. Формы Аристотеля в отличие от идей Платона не существуют вне вещей. Платоновские идеи сверхчувственны. Аристотелевские формы не сверхчувственны, они являются сущностью чувств.

Принципиально иначе, чем Платон, оценивает Аристотель и диалектический диалог. По его мнению, участники диалога оперируют вероятностным, недоказательным знанием. Его же симпатии находятся на стороне достоверного, неопровержимого, логически безупречного знания. Такое знание он называл аподиктическим (от греч. apodeiktikos –доказательный, убедительный). С учетом сказанного теорию Аристотеля правомерно называть аподиктически-формалистической. Она, что очевидно, существенно отличается от диалектико-идеалистической теории Платона.

Аристотеля по праву считают самым энциклопедическим умом Античности. Он выделял три типа наук: теоретические (философия, физика, математика, логика, астрономия), практические (этика и политология) и творческие (поэтика, искусство). Наиболее содержательным он считал теоретическое знание, а в его составе – философию как учение о первопричинах. Переводчик трудов Аристотеля Андронник Родосский назвал такую философию метафизикой.

По сути, у Аристотеля метафизика возвышается над всеми другими науками. Она изучает четыре первопричины: формы, материю (субстрат), источник движения (а также самодвижение), цель (то, что человек считает благом). Первопричины дают первое определение метафизики, но есть и второе. Аристотель оперирует представлением о 10 высших формах бытия: субстанции, качестве, количестве, отношении, действии, страдании, месте, времени, обладании, покое.

Итак, первый педагогический вывод, который следует из философии Аристотеля, очевиден. Прежде всего, следует учить первопричинам и высшим формам бытия. На наш взгляд, этот вывод можно было бы вполне принять, если бы было известно соотношение первопричин и высших форм бытия с ОГЛАВЛЕНИЕм отдельных наук. Но именно его Аристотель не разъясняет. Педагог, ориентирующийся на метафизику Аристотеля, рискует потерять из поля зрения науки. А это недопустимо.

Согласно Аристотелю образцом для отдельных наук является не только метафизика, но и логика. В любой науке следует говорить правильно, т.е. выражать истину, руководствоваться законами недопустимости противоречий и исключенного третьего, реализовывать умозаключения в виде силлогизмов, в составе которых заключение следует из предпосылок, а это означает, что имеет место определенная разновидность дедукции. Аристотель во многом прав. Он, по сути, был первым, кто понял необходимость логического моделирования. Имеется в виду, что необходимо сопоставлять концептуальные переходы внутри отдельных наук с их соответствующими логическими аналогами. Логика не является образцом для других наук, но она похожа на них. И это обстоятельство следует умело использовать.

Характеризуя педагогику Аристотеля, следует также отметить принятие им чувственного познания, которое для него было более актуально, чем для Платона. Его привлекали эмпирические науки. Он был близок к пониманию эксперимента, включающего индукцию в качестве необходимого звена научного исследования.

Выводы

1. Концепция форм Аристотеля ближе к концептуальному устройству современной науки, чем концепция идей Платона.

2. Оригинальным шагом Аристотеля стало обогащение педагогики логикой. В этом отношении он стал предшественником современных педагогов аналитической направленности.

3. Возвысив метафизику, он в известной степени закрыл себе дорогу к научно понятой педагогике.