Антидопинговые организации в международной и российской спортивно-правовой системе

Антидопинговыми организациями в международной спортивной системе являются[1]:

– МОК;

– Международный паралимпийский комитет;

– Международные спортивные федерации;

– НОК;

– Национальный паралимпийский комитет;

– НАДО;

– Оргкомитеты крупных международных соревнований;

– ВАДА.

Процедура допингового контроля включает в себя: планирование проведения тестов, взятие проб и обращение с ними, лабораторный анализ, послетестовые процедуры, слушания и апелляции.

Допинговый контроль проводится в соответствии с правилами или требованиями международных антидопинговых организаций, антидопинговых правил или требований национальных антидопинговых организаций, как в соревновательный, так и во внесоревновательный периоды. Допинговый контроль направлен на:

– противодействие нарушению антидопинговых правил, в том числе на применение допинговых средств или методов, запрещенных в спорте;

– защиту права спортсменов на участие в спортивных соревнованиях, свободных от допинга;

– применение в отношении спортсменов, персонала спортсменов, нарушавших антидопинговые правила спортивных санкций (в том числе спортивной дисквалификации);

– содействие разработке и внедрению антидопинговых программ с целью противодействия нарушению антидопинговых правил.

Субъектами (участниками) правоотношений, т.е. физическими или юридическими лицами, в допинговом контроле в Российской Федерации являются:

– федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта;

– федеральный центр спортивной подготовки;

– общероссийская антидопинговая организация;

– лаборатория, аккредитованная ВАДА; общероссийские спортивные федерации;

– организаторы спортивных мероприятий;

– ОКР;

– Паралимпийский комитет России;

– спортсмены.

Проведение допингового контроля осуществляется в соответствии с Кодексом ВАДА и Международными стандартами БАДА, правилами международных спортивных федераций, положениями (регламентами) спортивных мероприятий, а также антидопинговыми правилами и/или требованиями общероссийской антидопинговой организации.

Определено, что при проведении допингового контроля федеральный орган осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним).

В соответствии с кодексом БАДА процедура отбора биоматериала предусматривает, что спортсмен должен сам заполнить два контейнера А и В. Затем лаборатория проводит анализ пробы А, сохраняя пробу В запечатанной. В случае положительного результата анализа пробы А спортсмена информируют об этом. Кодекс ВАДА оставляет спортсмену право на немедленный запрос проведения анализа В либо на отказ от запроса. В рамках новой стратегии ВАДА рассматривает вариант отмены анализа пробы В биоматериала спортсмена в процедуре допинг-контроля. Разделение одного биоматериала на два контейнера А и В было введено для того, чтобы избежать случайной ошибки и с целью защиты интересов спортсмена, однако подобная практика не оправдала себя.

НАДО:

а) принимает в соответствии с Кодексом ВАДА антидопинговые правила;

б) по согласованию с федеральным органом устанавливает критерии формирования и формирует национальный список спортсменов, подлежащих допинговому тестированию в соревновательный и внесоревновательный периоды (далее – национальный список тестирования);

в) организует обучение и повышение квалификации специалистов, осуществляющих допинговый контроль;

г) разрабатывает образовательные программы, связанные с противодействием допингу в спорте;

д) осуществляет сбор, обновление и мониторинг информации о местонахождении спортсменов, включенных в национальный список тестирования;

е) проводит и поддерживает научные исследования в сфере допингового контроля;

ж) по согласованию с общероссийской федерацией по виду спорта проводит слушания с вынесением санкции в отношении спортсменов, персонала спортсменов, нарушавших антидопинговые правила, в случае, если антидопинговыми правилами международной спортивной федерации по виду спорта не предусмотрено иное;

з) информирует федеральный орган, общероссийскую спортивную федерацию по виду спорта, международную спортивную федерацию, ВАДА обо всех нарушениях антидопинговых правил спортсменами и персоналом спортсмена.