Амнистия и помилование

Данные институты объединяет, прежде всего, то, что оба они по своей сути есть проявление гуманизма, хотя на практике применение амнистии и помилования может преследовать и другие цели (например, сокращение числа лиц, находящихся в местах лишения свободы, поддержание на желаемом уровне межгосударственных отношений). Ссылаясь на то, что само по себе помилование есть именно акт милосердия, Конституционный Суд РФ в своих определениях не раз отмечал, что осуществление данного института в силу своей природы не может приводить к более тяжким для осужденного последствиям, чем установленные приговором суда по конкретному делу[1]. Аналогичное можно сказать и относительно амнистии.

Оба этих института едины и в том, что они – институты междисциплинарные (межотраслевые). В различных аспектах их регулирование осуществляется нормами конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного отраслей права, что издавна служит почвой для дискуссии об отраслевой принадлежности этих норм. Обосновывая идею необходимости включения институтов амнистии и помилования в предмет уголовно-правового регулирования, авторы теоретической модели УК РФ достаточно убедительно аргументировали свою позицию тем, что сами по себе акты амнистии и помилования, не являясь уголовными законами, представляют собой государственно-правовые акты, последствия применения которых касаются сферы уголовного права[2]. Поддержав такую идею, законодатель отнес к предмету этой отрасли права вопросы, непосредственно касающиеся понятия и возможных разновидностей данных институтов. Применительно к амнистии эти вопросы решены в ст. 84 УК РФ, в которой устанавливается, что амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц, совершивших преступление (ч. 1), и может выражаться в освобождении их от уголовной ответственности либо в освобождении от наказания (в том числе дополнительного вида), либо в сокращении назначенного наказания, либо в замене его более мягким видом наказания, либо в снятии судимости с лиц, отбывших наказание. Соответствующие вопросы института помилования нашли отражение в ст. 85 УК РФ, определяющей помилование как акт, осуществляемый Президентом РФ в отношении осужденного за преступление индивидуально определенного лица (ч. 1) и выражающийся в освобождении от дальнейшего отбывания наказания либо в сокращении или замене назначенного наказания более мягким видом наказания, либо в снятии судимости с лица, отбывшего наказание (ч. 2).

Применение амнистии или помилования возможно только по отношению к лицу, уже совершившему преступления, хотя применительно к амнистии освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания иногда может ставиться в зависимость не столько от того, что деяние было совершено до принятия акта амнистии, сколько от того, было или не было выполнено какое-то другое условие. Таким образом, например, был решен вопрос в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 06.06.2003 № 4127-III ГД, в котором среди условий амнистирования лиц, совершивших общественно опасные деяния, предусматривался отказ от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольную сдачу оружия и военной техники до 00 часов 1 сентября 2003 г.

В идеи применение институтов амнистии и помилования должно носить исключительный характер в том смысле, что частота отдельного или совместного применения данных институтов не может подрывать принцип стабильности приговора. Кроме того, осуществление амнистии и помилования не должно ставить под сомнение результаты рассмотрения уголовного дела в суде, законность вынесенного приговора и справедливость назначенного наказания.