Агентства регионального развития

Агентство регионального развития (АРР) является инструментом объединения усилий местной власти, бизнеса и общественных организаций для придания развитию территории устойчивого характера, как правило, на основе специальной стратегии, программы или концепции, направленной на достижение определенных целей не только экономического, но и социального характера. Агентство берет на себя функции по разработке такой стратегии, согласованию интересов всех участвующих сторон, созданию условий для стратегического развития, мониторинга и координации деятельности участников. Особое внимание уделяется вопросам продвижения инвестиционного потенциала региона и поддержке инвестиционных проектов, отвечающих стратегическим приоритетам территории.

Основной задачей агентства является мобилизация внутренних ресурсов и создание условий для стимулирования динамичного регионального и отраслевого развития. Кроме того, АРР способно обеспечить:

– развитие деловой и социальной инфраструктуры;

– привлечение иностранных инвестиций;

– создание новых рабочих мест;

– эффективное использование природного и человеческого потенциала;

– развитие малого и среднего бизнеса;

– снижение уровня бедности и повышение качества жизни.

Побудительными причинами создания АРР могут стать слабое экономическое развитие региона и зависимость от центральной государственной власти и се финансовой поддержки; структурная перестройка экономики или кризис, нарушающие прежние экономические позиции; отсутствие программы развития региона или отсутствие органа, занимающегося ее реализацией; понимание необходимости модернизации регионального управления на основе использования подходов, принятых в бизнесе.

Последний аспект имеет очень важное значение для успешной деятельности АРР. Являясь центром взаимодействия региональной власти и деловых кругов, агентство должно в своей работе ориентироваться на стиль и методы, принятые в бизнесе, а не становиться бюрократической административной структурой. При этом агентства регионального развития создаются, как правило, по инициативе государственных и местных органов управления, хотя есть примеры существования независимых агентств, инициированных бизнесом. В любом случае партнерами АРР могут стать различные ассоциации бизнеса, профессиональные организации, научно-исследовательские институты, университеты, консалтинговые компании, общественные организации, некоммерческие организации и пр.

Как правило, деятельность АРР финансируется из нескольких источников, к которым относятся средства бюджетов разных уровней, донорские взносы, поступления от коммерческой деятельности агентства (оказание консультационных услуг, проведение семинаров, тренингов, программ обучения и пр.). Иногда используется такой источник финансирования, как средства специального местного налога.

По своей функциональной направленности АРР могут специализироваться на региональном стратегическом или отраслевом развитии, привлечении отечественных и иностранных инвесторов.

Первые европейские АРР, возникшие в 1960-х гг., внесли свой вклад в оживление местной экономики в период экономического кризиса. В ответ на кризис, снижение деловой активности и занятости населения они смогли мобилизовать местные ресурсы и открыть новые региональные возможности путем разработки программ перспективного развития, поддержки малого бизнеса, привлечения инвестиций. В депрессивных регионах агентства занимались также вопросами борьбы с бедностью, снижения безработицы, поддержки социально незащищенных слоев населения на основе обучения их навыкам предпринимательства и самозанятости, помощи в трудоустройстве и пр.

Следует отметить, что в развитых европейских странах подходы, цели и задачи деятельности АРР гибко меняются в ответ на текущие экономические и социальные вызовы. В качестве примера можно рассмотреть агентства регионального развития в Великобритании. В 1999–2000 гг. в этой стране было создано девять агентств регионального развития – но числу крупных административных регионов, включая Лондон как отдельный регион. Деятельность агентств направлена на обеспечение устойчивого экономического развития территорий, повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса, содействие занятости, получению и применению навыков, способствующих повышению конкурентоспособности на рынке труда, а также на снижение территориальных социально-экономических диспропорций. К руководству агентствами привлекались топ-менеджеры корпораций, которые использовали на региональном уровне методы управления бизнесом. Объемы бюджетного финансирования АРР составили в 2009–2010 гг. примерно 2,2 млрд ф. ст., в 2010–2011 гг. – 1,4[1] млрд ф. ст. О результатах деятельности агентств свидетельствует достигнутая величина мультипликатора инвестиций – 4,5, а при включении в расчеты будущих доходов она возрастает до 6,4[2].

Несмотря на это, в целях сокращения государственных бюджетных расходов, так как АРР финансируется в том числе из бюджетных источников, было принято решение о прекращении их деятельности к 2012 г. и передаче части выполняемых функций так называемым партнерствам предприятий на местном уровне, созданию которых правительство предполагало содействовать. Партнерства предприятий как самоформирующиеся объединения бизнеса и местной власти ориентированы на планирование, жилищное хозяйство и строительство, местный транспорт и инфраструктуру, а также на вопросы занятости и развития предпринимательства. Деятельность партнерств финансируется из фонда регионального экономического роста, куда они могут обращаться со своими заявками и проектами.

В России опыт создания агентств регионального/городского развития имеет свою специфику. В настоящее время АРР существуют во многих субъектах РФ, агентства городского развития – во многих городах. В подавляющем большинстве случаев они созданы по инициативе региональной или муниципальной власти. Цели, которые ставятся перед агентствами, связаны чаще всего с привлечением отечественных и зарубежных инвестиций, организацией взаимодействия между органами управления различного уровня и инвесторами, реализацией инвестиционных проектов, содействием созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности и предпринимательства, а также развитием приоритетных для региона отраслей экономики и инфраструктуры. Например, цель Агентства регионального экономического развития Калининградской области – содействие развитию Калининградской области как региона российско-европейской экономической интеграции, повышение инвестиционной привлекательности региона на основе поддержки конкурентоспособной коммерческой деятельности предприятий, создания в регионе благоприятной и стабильной бизнес-среды[3].