Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции

Право обжалования решений и действий (равно как и бездействия) органов публичной власти и их должностных лиц – одно из основных конституционных прав человека и гражданина. Судебная защита прав граждан, юридических лиц и их объединений в сфере государственного управления является наиболее эффективной и демократичной формой защиты прав, поскольку лишь в судебном процессе обеспечивается процессуальное равенство прав субъектов, не имеющих равного правового статуса в административных материальных правоотношениях.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, к которым относятся:

• дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (об оспаривании нормативных правовых актов);

• дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

• дела по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

• дела по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (дела о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении);

• дела по заявлениям исправительного учреждения и органа внутренних дел об установлении, продлении или прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

В процессе судебного рассмотрения исследуются правоотношения, которым присущ императивный характер. В качестве одного из участников данных правоотношений выступает орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт, совершившее оспариваемое действие или допустившее бездействие.

В ГПК РФ предусмотрено, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства (т.е. гражданского судопроизводства) с особенностями, установленными гл. 23–26.2 ГПК РФ.

То обстоятельство, что при рассмотрении дел данной категории применяются правила искового производства, вовсе не означает отрицания самостоятельности административного судопроизводства. В данном случае законодателем использован известный технико-юридический прием – распространение общих правил гражданского судопроизводства на все рассматриваемые судами общей юрисдикции дела. В связи с этим при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, действуют общие правила, касающиеся формы заявлений, извещения сторон, необходимости оплачивать государственную пошлину и ряда организационных моментов.

При этом ГПК РФ устанавливает следующие процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений:

• при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, не применяются правила заочного производства (ч. 2 ст. 246);

• суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246);

• бремя доказывания обоснованности требований возложено на субъект административных правоотношений, принявший оспариваемый правовой акт, совершивший оспариваемое действие или допустивший бездействие (ч. 1 ст. 249);

• суд обязан проявлять активность в выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, для чего он может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, истребовать доказательства по своей инициативе. В случае неисполнения требований о явке в судебное заседание или предоставлении доказательств указанные лица могут быть подвергнуты штрафу (ч. 4 ст. 246, ч. 2 ст. 249 ГПК РФ);

• не используется ряд таких институтов гражданского процессуального права, как заключение мирового соглашения, встречный иск, признание иска, отказ от иска, третьи лица; не применяются правила договорной подсудности; дело не может быть передано на разрешение третейского суда (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Процессуальные особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений

Дела, возникающие из публичных правоотношений, в судах общей юрисдикции рассматриваются и разрешаются, как правило, судьей единолично. Коллегиально рассматриваются лишь дела, предусмотренные в ч. 2 ст. 260.1 ГПК РФ – дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума.

Помимо общих особенностей, рассмотрение каждого вида дел, возникающих из публичных правоотношений, имеет свои специфические особенности, в том числе касающиеся сроков, применения мер обеспечения, вступления решений суда в законную силу.

Процессуальный порядок рассмотрения судом дел, возникающих из публичных правоотношений, представлен на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Процессуальный порядок рассмотрения судом дел, возникающих из публичных правоотношений