Административное обжалование как способ контроля за администрацией и защиты прав граждан от незаконных актов, действий, бездействия ее представителей

Наиболее простым и распространенным и, пожалуй, одним из старейших способов защиты прав и интересов частного лица от неправомерного поведения публичного лица является институт административного обжалования. Административное обжалование заключается в том, что, получив отказ в удовлетворении своих законных прав и интересов либо, напротив, получив необоснованное требование совершить определенные действия, уплатить какую-либо сумму и т.д., лицо имеет право искать защиты у самой администрации, представители которой, по его мнению, действуют неправомерно.

Способом обратить внимание на допущенную несправедливость и инициировать процесс пересмотра или отмены незаконного решения является подача устной или письменной жалобы. В жалобе необходимо указать субъекта, чьи права и интересы нарушены, изложить факты, обстоятельства дела, суть ожидаемого решения, суть неправомерных действий администрации, а также, желательно, законодательные нормы, которые дают право на получение определенных благ или свидетельствуют о неправомерном поведении администрации. При этом жалоба может быть заявлена устно, однако в ряде случаев требуется письменная форма с указанием сведений о лице, подающем жалобу, в частности его имени, адреса, контактов.

По общему правилу (хотя в зависимости от сферы управления в законодательстве могут быть установлены и специальные правила) жалоба может быть заявлена нескольким ответственным лицам, в том числе непосредственно лицу или органу, принявшему незаконный акт, совершившему незаконное действие или, напротив, не совершившему требуемого по закону действия. Жалоба также может быть подана начальнику соответствующего чиновника. Кроме того, устная или письменная жалоба может быть высказана или направлена в орган, вышестоящий по отношению к органу, издавшему акт. Например, для территориальных управлений Пенсионного фонда РФ вышестоящим органом является отделение Пенсионного фонда.

Следует отметить, что в ряде случаев обжалование может осуществляться и в специально созданный для этих целей орган исполнительной власти либо подразделения, созданные для рассмотрения жалоб и контроля за публичной администрацией соответствующего органа.

Таким образом, в зависимости от положения административного органа, уполномоченного рассматривать жалобу и пересматривать дело, по отношению к органу, на действие которого приносится жалоба, выделяются следующие виды административного контроля и обжалования: внутриведомственный, когда жалоба рассматривается тем же органом, в котором допущено нарушение; надведомственный, когда дело пересматривается вышестоящим органом, и межведомственный, когда жалоба поступает в специально созданный контролирующий орган.

Выше отмечалось, что в ряде случаев обжалование может осуществляться и в специально созданный для этих целей орган исполнительной власти либо подразделения, специально созданные для рассмотрения жалоб и контроля за публичной администрацией соответствующего органа. Во многих случаях такие специальные органы или структурные подразделения приобретают статус, функции и значение квазисудебных учреждений, которые по своей сути являются органами не столько административного, сколько юрисдикционного контроля, приближаясь по своим задачам, функциям, статусу к судебным органам. Они сходны с судами в том, что рассматривают административные дела с помощью специально установленных процедур, в рамках которых гарантируются и соблюдаются необходимые права сторон. Квазисудебные учреждения действуют независимо от активной администрации, принявшей незаконный акт, т.е. судья и сторона не совпадают в одном лице, как в случае административного обжалования, когда действия должностного лица обжалуются зачастую в тот же орган, который принял незаконный акт. Наконец, квазисуды и суды роднит то, что решения обоих видов органов являются обязательными для исполнения. Отличие состоит лишь в том, что решение судов, точнее, их высших инстанций является окончательным, если не считать возможности обращения в некоторых случаях в международные судебные органы, а решения квазисудебных учреждений можно во многих случаях оспорить в судебном порядке. Другим отличием квазисудов от судов является то, что квазисуды действуют в системе не судебной, а исполнительной власти, процедура там, как правило, более проста, сами квазисудебные учреждения являются узкоспециализированными в конкретной сфере публичного управления, а в качестве судей (квазисудей) выступают профессионалы в данной области.

В известной степени формой межведомственного контроля и соответствующего порядка рассмотрения жалоб на действия администрации и защиты нарушенных прав и интересов можно считать также деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за законностью и рассмотрению заявлений, жалоб частных лиц о нарушениях в различных сферах общественной жизни, в том числе во всех сферах публичного управления. Хотя органы прокуратуры не отнесены Конституцией РФ к органам исполнительной власти, в данном случае ее функции и полномочия в значительной степени сходны с функциями и полномочиями органов исполнительной власти, осуществляющими межведомственный контроль. Важным отличием статуса данных органов исполнительной власти от органов прокуратуры является, в частности, то, что контролирующие органы исполнительной власти являются достаточно узко специализированными, в то время как органы прокуратуры осуществляют свои контрольно-надзорные полномочия во всех сферах общественной жизни, в том числе в области публичного управления.

Следует также добавить, что специальные структуры, отделы по рассмотрению обращений граждан, в том числе жалоб на действия подразделений и должностных лиц административных органов различного уровня, создаются и на самом высоком уровне публичного управления, в частности в аппарате Правительства РФ и даже в администрации Президента РФ. После получения данными органами жалоб они анализируются и направляются в соответствующие уполномоченные органы для исправления ситуации, если жалоба выглядит обоснованной.