Административное и финансовое право

Они относятся к отраслям публичного права и характеризуются некоторой общностью предмета правового регулирования. Финансовое право регулирует общественные отношения, связанные со сбором, аккумуляцией, распределением и расходованием денежных средств в государстве, активными участниками которых являются исполнительные органы государственной власти. При регулировании бюджетных и налоговых отношений финансовое право опирается на административное право по вопросам статуса и компетенции соответствующих исполнительных органов государственной власти. Защита регулируемых финансовым нравом общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых средств [45. Гл. 15, ст. 15.1-15.261.

Административное и уголовное право также не лишены признаков взаимодействия. Уголовное право предусматривает, в частности, ответственность за преступления, совершенные в сфере регулируемых административным нравом общественных отношений. Административное право регламентирует вместе с рядом других правовых отраслей (например, гражданским правом) экономическую деятельность. Уголовное право обеспечивает ее защиту, предусматривая ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрацию незаконных сделок с землей. Таким образом, уголовное право обеспечивает реализацию и защиту административного права. Часто административное правонарушение перерастает в преступление (мелкое хулиганство - в уголовно наказуемое хулиганство, административные правонарушения против собственности - в преступления, посягающие на собственность).

В УК РФ имеется ряд глав, в которых предусмотрена уголовная ответственность за преступления, прямо затрагивающие сферу деятельности государственной администрации и административно-правового регулирования. Это касается преступлений против прав и свобод человека и гражданина, преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений против общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, экологических преступлений, преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, преступлений в сфере компьютерной информации, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, государственной власти и интересов государственной службы, порядка управления и др. [52. Гл. 19, 22, 24-30, 32, 33].

Во взаимодействии между собой находятся административное и гражданское процессуальное право. Гражданский процессуальный кодекс РФ в ряде глав прямо устанавливает порядок производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, следовательно, и административно-правовых отношений. Суды общей юрисдикции рассматривают, например, дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих [41. Ст. 245]. Естественно, это могут быть споры по нормативным правовым актам, решениям и действиям (бездействию) органов государственной исполнительной власти, их должностных лиц и служащих. Среди категорий дел, вытекающих из административно-правовых отношений и рассматриваемых в судах, дела об отказе в разрешении на выезд из России ее граждан, а также оспаривание военнослужащими решений, действий (бездействия) органов военного управления или командиров (начальников) воинских частей. В ГПК РФ предусмотрено особое производство по отдельным категориям дел, которые также могут принадлежать к сфере административно-правового регулирования. К ним относятся дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение и затрагивающих деятельность органов записи актов гражданского состояния [41. Гл. 27-30, 36].