Административно-процессуальные отношения

Административный процесс как юридический правоприменительный процесс регламентируется административно-процессуальными правовыми нормами, закрепленными в соответствующих законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. При возникновении конкретных юридических фактов правомерного или неправомерного поведения либо событий реализация административно-процессуальных норм влечет возникновение, изменение или прекращение административно-процессуальных отношений.

Административно-процессуальные отношения возникают в связи с фактом возникновения конкретного материального административного или иного публичного правоотношения, когда необходима реализация прав, обязанностей физических или юридических лиц или полномочий органов публичной власти в определенном, установленном процессуальной нормой порядке:

– подача жалобы в орган исполнительной власти;

– совершение административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

– подача заявления в суд об оспаривании решения органа публичной администрации и т.п.

Материальные административные правоотношения являются основой процессуальных административных правоотношений. Административно-процессуальные отношения, в свою очередь, выступают средством реализации определенных материальных административно-правовых норм и материальных административных правоотношений.

Административно-процессуальные отношения возникают, как правило, в связи с необходимостью:

• разрешения публичного спора в административном или судебном порядке;

• защиты прав и законных интересов гражданина (организации) при возложении на него органом публичной власти определенной обязанности, не предусмотренной законом;

• установления порядка административно-юрисдикционной деятельности органов публичной власти при осуществлении государственного контроля и надзора и регулирования деятельности органов публичной власти по применению административно-пресекательных и административно-предупредительных мер;

• установления порядка исполнения отдельных полномочий органа публичной власти структурными подразделениями и служащими, замещающими должности в аппарате конкретного органа государственной власти или муниципального органа, в целях упорядочения деятельности аппарата управления по осуществлению его задач и функций (административные регламенты соответствующих органов), а также применения мер поощрения и дисциплинарных наказаний, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами;

• привлечения к административной ответственности физического или юридического лица в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Применение материальной административно-правовой нормы во многих случаях порождает комплекс поэтапно возникающих и развивающихся административно-процессуальных отношений, субъектами которых становятся органы публичной власти, их должностные лица, физические и юридические лица, обладающие конкретными правовыми статусами в административном процессе.

Например, гражданин совершил нарушение Правил дорожного движения, ответственность за которое может повлечь лишение права управления транспортным средством. Факт административного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, составленном инспектором ГИБДД.

Между гражданином и инспектором ГИБДД возникли административно-процессуальные отношения, ОГЛАВЛЕНИЕ которых определяется нормами ст. 25.1, 28.2 и другими статьями гл. 28 КоАП РФ, определяющими порядок возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Одновременно возникли административно-процессуальные отношения между упомянутым выше должностным лицом полиции и потерпевшим, а также свидетелями противоправных действий (ст. 25.2, 25.6, 28.2 КоАП РФ). Следующим этапом развития административно-процессуальных отношений по данному делу является решение уполномоченного лица ГИБДД о направлении дела в суд и поступление протокола и иных материалов по делу к мировому судье, процессуальные действия которого определяются нормами гл. 29 КоАП РФ, устанавливающими порядок подготовки дела к рассмотрению, последующее рассмотрение дела вплоть до принятия судьей постановления либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу в связи с отсутствием вины гражданина или по другим основаниям, перечисленным в ст. 24.5 КоАП РФ.

В процессе подготовки дела к рассмотрению возникают административно-процессуальные отношения между должностным лицом ГИБДД и судьей. Последний может принять дело к рассмотрению, учитывая, что все процессуальные требования по составлению протокола выполнены, а в случае обнаружения существенных недостатков в протоколе – возвратить его на доработку (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

Кроме того, судья вправе назначить экспертизу по делу, вызвать свидетелей, понятых, назначить переводчика, что в конечном счете означает возникновение административно-процессуальных отношений между судьей и перечисленными выше лицами. Судья также по ходатайству лица, привлекаемого к ответственности, обязан предоставить ему возможность воспользоваться юридической помощью адвоката или защитника, что породит административно-процессуальные отношения между судьей и защитником, представляющим интересы лица, привлекаемого к ответственности.

Таким образом, субъектами административно-процессуальных отношений могут быть гражданин (индивидуальный субъект) и организация (коллективный субъект), а также судьи, органы исполнительной власти и некоторые иные органы публичной власти, соответствующие должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

Следовательно, среди субъектов административно-процессуальных отношений можно, прежде всего, выделить две группы (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Субъекты административно-процессуальных отношений

Обязательным субъектом административно-процессуальных отношений являются судьи и другие органы публичной власти или их должностные лица. Эта группа субъектов административно-процессуальных отношений неоднородна, поскольку и органы публичной власти, и их должностные лица имеют различный административно-процессуальный статус в зависимости от места, занимаемого в административном процессе, их административно-процессуальной правоспособности и дееспособности, а также полномочий, определяемых административно-процессуальными нормами.

В отличие от субъектов уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных отношений субъектами, разрешающими конкретное индивидуальное дело публично-правового характера, могут быть не только судьи, но и органы исполнительной власти, а также коллегиальные органы публичной власти (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), должностные лица федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (например, министр, руководитель департамента, член правительства субъекта РФ; руководитель органа местного самоуправления). Указанные лица должны действовать в пределах своей компетенции исходя из подведомственности конкретного индивидуального дела (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Субъекты, разрешающие индивидуальное дело

У каждого из участников административного процесса складываются определенные процессуальные отношения с субъектом публичной власти, уполномоченным разрешать конкретное индивидуальное административное дело, дело о дисциплинарном проступке, дело об административном правонарушении.