Административная юстиция в Великобритании

В Великобритании считается, что администрация должна подчиняться тем же принципам, что и граждане, что она подпадает под действие тех же правовых норм, а споры с ее участием вправе рассматривать общегражданские суды. В связи с этим специализированные органы, создаваемые для рассмотрения административных споров, не могут заменять собой суды.

В Великобритании долгое время отвергалась сама идея административной юстиции; считалось, что традиционная судебная система способна разрешить все споры. Однако в начале XX в., когда суды оказались не в состоянии рассмотреть огромное количество дел в сфере экономики и социальных отношений, органы исполнительной власти стали образовывать подчиненные им административные трибуналы для досудебного рассмотрения споров. К середине XX в. было образовано уже несколько сотен подобных органов, действующих по собственным правилам. Закон о трибуналах и расследованиях 1958 г. обеспечил взаимодействие административных трибуналов и судебной системы и установил, что в административных трибуналах должны соблюдаться принципы естественного правосудия.

В процессе становления и развития административной юстиции в Соединенном королевстве выявились определенные преимущества административных трибуналов:

• более быстрое, чем в судах, рассмотрение дела;

• менее формализованная и более дешевая процедура;

• более высокий профессионализм в вопросах управления, позволяющий находить эффективные решения, применимые к конкретному случаю;

• территориальная доступность трибуналов для граждан.

Модернизация государственного управления в Великобритании и проводимые конституционные реформы конца XX в. сохранили административные трибуналы как одну из форм административной юстиции и даже попытались расширить их влияние на правовую систему страны.

В соответствии с Законом о трибуналах, судах и исполнительном производстве 2007 г. административные трибуналы учреждаются на основе статутов – актов парламента. Их деятельность упорядочивается, многие из них объединяются. Созданы новые органы административной юстиции Великобритании – Трибунал первого уровня (First-tier Tribunal) и Высший трибунал (Upper Tribunal).

Трибунал первого уровня рассматривает жалобы (апелляции) на решения министерств, ведомств и других административных органов. В настоящее время в его состав входят шесть палат, каждая из которых объединила полномочия многих административных трибуналов, действовавших ранее:

• по социальным вопросам;

• по вопросам медицинской образовательной и социальной помощи;

• по вопросам назначения пенсий ветеранам войны и компенсаций лицам в составе вооруженных сил;

• по вопросам общего регулирования;

• по вопросам иммиграции и предоставления убежища;

• по вопросам налогообложения.

Высший трибунал рассматривает жалобы (апелляции) на решения Трибунала первого уровня. В составе Высшего трибунала образуются следующие палаты:

• по административным апелляциям;

• по вопросам иммиграции и предоставления убежища;

• по земельным вопросам;

• по вопросам налогообложения.

Высшему трибуналу предоставлены полномочия судебного контроля, предусматривающие возможности использовать средства судебной защиты – издавать обязывающие, запрещающие, отменяющие, декларативные приказы. Эти полномочия могут осуществляться Высшим трибуналом только при определенных условиях:

• если заявитель требует указанных средств судебной защиты, не выступая с другими требованиями и не оспаривая акты, вынесенные судом Короны;

• если заявленный спор подпадает под одну из определенных законом категорий дел;

• если судья, председательствующий при рассмотрении дела, является судьей Высокого или Апелляционного суда Англии и Уэльса.

Иначе Трибунал должен передать заявление о судебном контроле в Высокий суд, т.е. суд общей юрисдикции.

Высший трибунал рассматривает вопросы права. Его решения не являются окончательными и в установленных случаях могут быть пересмотрены Апелляционным судом – судом общей юрисдикции.

В настоящее время в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии продолжают действовать многочисленные специализированные органы административной юстиции, такие как трудовые трибуналы или апелляционные трибуналы воинских резервов (Reserve Forces Appeal tribunals). Некоторые из них также строятся в соответствии с многоступенчатой структурой.

Обеспечивает и контролирует деятельность административных трибуналов Служба судов и трибуналов Ее Величества, созданная при министерстве юстиции и призванная обеспечить единую эффективную систему защиты прав и свобод граждан.

Система административных трибуналов, их связи с судами общей юрисдикции и органами управления показаны на рис. 4.16.

Продолжающийся рост обращений в суды с требованием судебного пересмотра действий и решений органов публичной власти, необходимость реализации положений Закона о правах человека 1998 г., инкорпорировавшего в британское законодательство Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, привели к серьезным изменениям и в судебной системе Великобритании. В составе Высокого суда, а точнее, в составе его Отделения королевской скамьи (Queen's Bench Division) был образован Административный суд.

Рис. 4.16. Система административных трибуналов в Великобритании

Административный суд осуществляет правосудие по административным делам в Англии и Уэльсе, выступает в качестве надзорной инстанции в отношении решений, принятых нижестоящими судами и административными трибуналами. К юрисдикции Административного суда относятся также дела по искам о судебном пересмотре решений нижестоящих судов и трибуналов, органов публичной власти и лиц, выполняющих судебные функции.

Таким образом, несмотря на существенные перемены в системе административной юстиции Великобритании, она сохранила все основные черты, характерные для англосаксонской системы административной юстиции и ее британской модели.

Глоссарий

Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в назначении судьей, коллегиальным органом или должностным лицом, наделенными в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ соответствующими юрисдикционными полномочиями, административного наказания лицу, совершившему административное правонарушение.

Административно-восстановительные меры – группа мер административно-правового принуждения (воздействия), применяемых с целью возмещения причиненного административным правонарушением ущерба, восстановления прав, законных интересов физических и юридических лиц, государства и общества.

Административное дело – совокупность процессуальных документов (заявление с приложением копий юридических актов (нормативных или индивидуальных), показания свидетелей, протоколы осмотра предметов имущества, определения и решение юрисдикционного органа), свидетельствующих о коллизии, возникшей в сфере административно-правовых либо иных публичных правоотношений между физическим или юридическим лицом и органом публичной власти, и направленное для рассмотрения в суд либо в несудебный орган, уполномоченный осуществлять производство по такому делу.

Административное принуждение – вид государственного принуждения, предполагающий психическое, материальное либо физическое воздействие на сознание и поведение субъектов с целью понудить их путем угрозы применения предусмотренных в законодательстве административных санкций к должному поведению (совершению предписанных действий), а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполномоченными органами и должностными лицами мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями личностного, организационного, материального характера с целью предупреждения правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения возможных вредных последствий такого поведения, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспечения охраны прав и свобод граждан, общественного порядка и общественной безопасности, различных видов собственности, реализации требований режима законности и государственной дисциплины, восстановления нарушенных прав и законных интересов государства, юридических лиц и граждан.

Административно-предупредительные меры – группа мер административно-правового принуждения, которые оформлены в виде предписаний о необходимости исполнения и соблюдения административно-правовых норм, в целях предупреждения противоправных действий, а также их отрицательных последствий в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, а равно на предотвращение возможности наступления обстоятельств, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, распространением массовых инфекционных заболеваний, угрозой террористических актов и т.п., угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию органов публичной власти, предприятий, учреждений, иных организаций.

Административно-процессуальная норма – установленное правомочным государственным органом общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие при разрешении индивидуально-конкретных дел в сфере реализации властных полномочий органов государственного управления.

Административно-процессуальные правоотношения – регламентируемые административно-процессуальными нормами отношения между субъектами административно-юрисдикционной деятельности, административно-процедурной деятельности, административного судопроизводства, определяющие порядок разрешения индивидуальных дел в сфере публичных правоотношений.

Административно-юрисдикционный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность судей и органов (должностных лиц) публичной администрации по разрешению конфликтов в сфере административно-правовых отношений и применению мер административного принуждения.

Административный процесс – 1) совокупность последовательно совершаемых юридических действий, предусмотренных

законодательством в целях реализации административно-правовых норм и норм других отраслей правовой системы, защищаемых административно-правовыми методами; 2) совокупность административно-процессуальных норм, сгруппированных по стадиям рассмотрения административных дел и дел об административных правонарушениях, составляющих в своей совокупности самостоятельный институт административного права.

Государственная регистрация – способ государственного регулирования общественных отношений, при осуществлении которого проверяется и подтверждается достоверность сведений, содержащихся в документах, необходимых для официального удостоверения юридических фактов и статуса субъектов правоотношений в конкретных сферах общественной и государственной жизни.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти (ныне ФНС России, ее территориальных органов), осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Дисциплинарное производство (в административном праве) – установленный нормами административного права порядок привлечения виновных лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности и наложения дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством РФ о государственной и муниципальной службе.

Дисциплинарно-правовое принуждение (в административном праве) – применение к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим в установленном законодательством порядке уполномоченными субъектами дисциплинарных наказаний в целях поддержания дисциплины в органах публичной власти, пресечения и предупреждения дисциплинарных проступков, привлечения к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Дисциплинарный проступок (в административно-правовых отношениях) – неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него служебных обязанностей, которые выразились в нарушении правил внутреннего распорядка, должностных инструкций, положений, приказов администрации, технических и других правил.

Доказательства в административном процессе – фактические данные, на основании которых судья, орган государственной власти (его должностное лицо), иные субъекты административной юрисдикции, в производстве которых находится административное дело или дело об административном правонарушении, устанавливают факт нарушения прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организации либо наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность соответствующих лиц, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Жалоба – устное или письменное обращение гражданина по поводу восстановления или защиты его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц, направленное в орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также уполномоченному должностному лицу в порядке, установленном законодательством.

Заявление – 1) обращение гражданина (либо коллективное обращение), направленное в государственный орган, орган местного самоуправления, в целях реализации конституционных и иных предусмотренных законодательством прав и законных интересов указанных лиц или иных лиц; 2) сообщение о фактах нарушения закона или иного нормативного правового акта, либо о недостатках работы государственной или муниципальной администрации (должностных лиц), адресованное органу государственной власти или органу местного самоуправления; 3) форма процессуального документа, представляемого вместе с протоколом об административном правонарушении в арбитражный суд; 4) форма обращения в суд при оспаривании нормативного правового акта либо решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, их должностных лиц.

Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральным законом, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Меры административного пресечения – вид мер административно-правового принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного или иного общественно опасного деяния и предотвращения наступления вредных последствий (см., например, гл. 27 КоАП РФ).

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (меры процессуального обеспечения) – предусмотренные законом (гл. 27 КоАП РФ) средства принудительного характера, применение которых обусловлено необходимостью пресечения административного правонарушения и обеспечения условий для производства по делу об административном правонарушении.

Оспоримые правовые акты государственных органов – правовые акты государственных органов (нормативные и индивидуальные), юридическая несостоятельность которых не является очевидной и точное установление недостатков акта, поражающих его правовую силу, требует исследования. Подобный правовой акт считается действующим впредь до его отмены в порядке обжалования или по инициативе самого издавшего его органа.

Предложение – обращение гражданина или группы граждан, адресованное государственному органу, органу местного самоуправления, содержащее рекомендации по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, по улучшению, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Производство по делам об административных правонарушениях – составная часть административно-юрисдикционного процесса, представляющая собой деятельность уполномоченных субъектов по рассмотрению в порядке, предусмотренном соответствующими процессуальными нормами, дел об административных правонарушениях, осуществляемую в определенных административно-процессуальных формах.

Процессуальное производство – составная часть административного процесса, представляющая собой системное образование, комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, которые: а) образуют определенную совокупность процессуальных норм, отличающихся предметной характеристикой; б) обусловливают необходимость закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих административно-процессуальных актах.

Служебная дисциплина – обязательное для государственных служащих соблюдение законодательства РФ, подзаконных нормативных правовых актов, служебного распорядка государственного органа, административного регламента, должностного регламента, служебного контракта и других правовых документов, а также распоряжений и указаний вышестоящих должностных лиц в порядке субординации.

Стадия административного процесса – относительно самостоятельная часть административно-процессуального производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов возбуждения, рассмотрения дел, вытекающих из административно-правовых и иных публичных правоотношений.

Стадия производства по делам об административных правонарушениях – совокупность административно-процессуальных норм, определяющих конкретные действия субъектов данного производства, ОГЛАВЛЕНИЕ и формы процессуальных актов, имеющих сравнительно самостоятельный характер и направленных на решение конкретных задач производства по делам об административных правонарушениях.

Субъекты административно-процессуального правоотношения – лица, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью, вступившие в правоотношение в одном из следующих качеств: а) субъекта, возбудившего соответствующее дело (административное дело, дело об административном правонарушении); б) субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) дело и принимать юридически властные решения, определяющие движение дела; в) стороны административного процесса; г) третьего лица, т.е лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора; д) законного представителя физического или юридического лица; е) лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной, материальной ответственности; ж) защитника; з) лица, содействующего осуществлению административного процесса (свидетеля, эксперта, понятого, переводчика).

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного юридически значимого результата в конкретной сфере правовых отношений.