—1990 гг.

Решение стратегических проблем развития производства было связано с бурным развитием систем автоматизации и созданием:

- систем компьютерного проектирования (Computer-Aided Design/Drafting, CAD);

— гибких производственных систем (Flexible Manufacturing System, FMS);

— стандарта производственной автоматизации (Manufacturing Automation Protocol, MAP);

— интегрированных компьютеризированных производств (КИП);

— систем менеджмента цепи поставок (Supply Chain Management, SCM); и др.

Система автоматизированного проектирования (CAD, или САПР) как организационно-техническая система автоматизации процесса проектирования, состоящая из персонала и комплекса технических, программных и других средств автоматизации его деятельности, позволила реализовать информационную технологию выполнения функций проектирования.

Гибкие производственные системы (FMS, или ГПС) явились эффективным средством автоматизации серийного производства, позволяющим переходить с одного вида продукции на другой с минимальными затратами времени и труда.

Разработка протокола (стандарта) производственной автоматизации (MAP) дала возможность упорядочить использование средств компьютеризации для управления производством и обеспечить развитие производственных систем.

В концепции КИП еще больше возросла роль интегрированной автоматизированной системы управления (ИАСУ). В частности, на ИАСУ были возложены не только функции автоматизации процессов проектирования и производства изделий, но и совершенно новые задачи, связанные с обеспечением информационной интеграции процессов. Эта интеграция осуществлялась за счет совместного использования одной и той же информации (в электронном виде) для решения разных задач.

В составе ИАСУ было принято выделять: автоматизированную систему управления (АСУ) предприятием (ЛСУП), АСУ конструкторско-технологической подготовки производства (АСКТПП), АСУ гибкими производственными участками (АСУ ГАУ), АСУ транспортно-складской системой (АСУ АТСС), АСУ инструментального обеспечения (АСИО), а также АСУ научными исследований (АСНИ).

Практика показала, что из всех задач ИАСУ наиболее типизируемыми оказались задачи автоматизации проектирования и подготовки производства, а также задачи уровня управления предприятием (ЛСУП).

Система менеджмента цепи поставок (SCM) позволила интегрировать ключевые бизнес-процессы, начиная от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц. Управление цепями поставок интегрирует восемь ключевых бизнес-процессов:

— управление взаимоотношениями с потребителями;

— обслуживание потребителей;

— управление спросом;

— управление выполнением заказов;

— поддержка производственных процессов;

— управление снабжением;

— управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;

— управление возвратными материальными потоками. Важное значение в решении стратегических проблем развития производства сыграло создание и использование цепной модели (chain-link model) инновационного процесса Клайна—Розенберга (рис. 1.10)[1], разделяющей инновационный процесс на пять стадий.

На первой стадии идентифицируется потребность на потенциальном рынке. Вторая стадия начинается с изобретения и/или создания аналитического проекта нового процесса или товара, который, как планируется, удовлетворит найденную потребность. На третьей стадии происходит детальное проектирование и испытание, или фактическая разработка инновации. На четвертой стадии появляющийся проект перепроектируется и, в конечном счете, попадает в полномасштабное производство. Заключительная, пятая, стадия представляет инновации на рынок, инициируя маркетинговую и распределительную деятельность.

Важнейшая особенность модели Клайна—Розенберга — выделение пяти взаимосвязанных цепей инновационного

Рис. 1.10. Ценная модель инновационного процесса Клайна—Розенберга

процесса, описывающих различные источники инноваций и связанные с ними входы знаний на всем протяжении процесса.

Центральная (первая) цепь инновационного процесса (С — Central chain) обобщает процессы, возникающие от восприятия рыночных потребностей, изобретения и/или создания аналитического проекта, разработки и производства до маркетинга и распределения, как было описано выше.

Вторая цепь инновационного процесса отражает обратные связи на протяжении центральной цепи. Наиболее важная обратная связь, обозначенная F — Feedback, идет от потребителей или будущих пользователей инновации. Эта цепь показывает пользователей как источника инноваций или более широко — ориентацию большинства инновационных процессов на пользователей, особенно в отраслях, выпускающих машины и оборудование. Вторая цепь также включает петли обратной связи, возникающие внутри фирмы между R&D подразделениями и производством (f — feedback), и иллюстрирует непрерывную внутреннюю деятельность по разрешению проблем на различных стадиях инновационного процесса, или источники инноваций, относящиеся к обучению на собственном опыте (teaming by doing).

Третья цепь инновационного процесса связывает центральную цепь с научным знанием и определяется как создание, открытие, проверка, реорганизация и распространение знаний физического, биологического и социального характера. Эта взаимосвязь между инновационным процессом и фундаментальными исследованиями (D — Discoveries) называется третьей цепью инноваций. Так, некоторые инновации, связанные непосредственно с фундаментальными исследованиями, рождались в сотрудничестве с университетами или научно-исследовательскими институтами (R). Подобная ситуация часто имеет место в наукоемких отраслях, например в фармацевтической промышленности.

Однако научные разработки и фундаментальные исследования, как правило, не считаются главными источниками инноваций в других отраслях промышленности, которые больше полагаются на существующие знания и модификацию доступных технологий для осуществления улучшающих инноваций, особенно через сотрудничество с поставщиками машин и оборудования. Таким образом, четвертая цепь инновационного процесса (К — Knowledge) в качестве источников инноваций в первую очередь выделяет область существующих знаний (стрелка 1) и во вторую очередь — новые фундаментальные исследования (стрелки 2 и _?), если существующие знания не могут решить проблем, возникающих па протяжении центральной цепи инновационного процесса.

Пятая цепь инноваций (/ — Innovations) отражает возможности, открываемые инновациями для прогресса научного знания. Это можно проиллюстрировать развитием более быстрых микропроцессоров или медицинских инструментов, необходимых для выполнения специфических фундаментальных исследований.

Таким образом, пять различных цепей инноваций в модели Клайна—Розенберга описывают истинное разнообразие источников инноваций:

1) научные исследования (открывающие новые знания);

2) потребности рынка;

3) существующие знания (внешние для компании);

4) знания, полученные в процессе обучения на собственном опыте.