Висцеральный анализатор

Для адекватной регуляции жизнедеятельности организма необходим анализ в ЦНС информации о состоянии внутренних органов и приспособлении их функций к изменяющимся условиям. Эту функцию выполняет интероцептивный (висцеральный, или внутренний) анализатор, обеспечивающий поступление в ЦНС информации об изменениях внутреннего состояния организма и о ходе осуществления регуляторных процессов.

Периферический отдел висцерального анализатора включает многочисленные рецепторы, находящиеся во внутренних органах, серозных и слизистых оболочках, стенках кровеносных и лимфатических сосудов, которые называются интерорецепторами, или висцерорецепторами. Они реагируют на различные химические вещества (хеморецепторы), механические раздражения (механорецепторы), изменения температуры (терморецепторы), колебания гидравлического давления (баро- или прессорецепторы), осмотическое давление (осморецепторы), изменения объема жидкости (волюморецепторы).

Подавляющее большинство интерорецепторов являются полимодальными, они обеспечивают поступление в ЦНС нервных импульсов при действии нескольких типов раздражителей. Морфологически интерорецепторы представлены как первично, так и вторично чувствующими рецепторами. Кроме внутренних органов такие рецепторы имеются и в ЦНС. Некоторые интерорецепторы обладают свойством адаптации; например, большинство механорецепторов являются медленно адаптирующимися.

Проводниковый отдел висцерального анализатора представлен блуждающим, чревным и тазовым нервами. Блуждающий нерв передает афферентные влияния в ЦНС от всех органов грудной и брюшной полости, чревный нерв – от желудка, брыжейки, тонкого кишечника, тазовый – от органов малого таза. Импульсы от интерорецепторов проходят по задним и вентролатеральным столбам спинного мозга.

При вступлении в спинной мозг часть афферентов первично связывается с интернейронами данного сегмента. Они, контактируя с промежуточными или эфферентными нейронами этого или близлежащего сегментов, образуют дугу вегетативного рефлекса.

Другая часть входящих афферентных волокон образует восходящие пути к серому веществу далеко отставленных сегментов спинного мозга или к вышележащим отделам ЦНС (к ядрам задних столбов продолговатого мозга). Отсюда идут тела вторых нейронов, образующих бульботаламический путь.

Центральный отдел висцерального анализатора. Интероцептивная информация поступает в ряд структур ствола мозга и подкорковые образования. Так, в хвостатое ядро поступают сигналы от мочевого пузыря, в таламус – от многих органов брюшной полости. В гипоталамусе имеются проекции чревного и блуждающих нервов. В мозжечке обнаружены нейроны, реагирующие на раздражение чревного нерва. Корковым отделом висцерального анализатора являются сигмовидная извилина, лимбическая кора и сенсомоторные зоны.

В результате могут формироваться осознаваемые (с прямой кишки, мочевого пузыря), так и неосознаваемые (с сердца, сосудов, органов желудочно-кишечного тракта и др.) ощущения. Возникающие с интерорецепторов различные рефлексы (висцеро-висцеральные, висцеромоторные, висцеросенсорные) играют важную роль во взаимодействии и взаимосвязи внутренних органов, обеспечивая формирование органных систем и организма в целом, в поддержании гомеостаза.

Изменение состояния внутренних органов, которое фиксируется висцеральным анализатором, даже если оно не осознается, значительно влияет на поведение, настроение и самочувствие человека. Это связано с тем, что интероцептивные сигналы доходят до разных уровней ЦНС вплоть до коры головного мозга, что может приводить к изменениям активности многих нервных центров, выработке новых условных рефлексов.

В онтогенезе по мере формирования психических функций происходит постепенное уменьшение влияния раздражения иитерорецепторов на эмоциональное состояние и психическую активность. Если в младенческом возрасте они в значительной степени обусловлены висцерорецепцией, то в дошкольном ее влияние снижается – ребенка можно отвлечь от неприятных ощущений, заинтересовав его чем-либо. Все же до среднего школьного возраста значение висцерального анализатора очень велико, прослеживается его тесная связь с развитием кинестетического анализатора, эмоциональной сферы и второй сигнальной системы. Проявляется это, в частности, в том, что преимущественным уровнем реагирования на негативные психические переживания в дошкольном и младшем школьном возрасте являются психосоматические заболевания – функциональные расстройства деятельности внутренних органов.

Взаимодействие сенсорных систем

Анализаторы тесно взаимодействуют между собой на нескольких уровнях: спинальном, ретикулярном и таламокортикальном. Особенно широка интеграция сигналов в нейронах ретикулярной формации. В коре происходит интеграция сигналов высшего порядка, и в результате этого корковые нейроны приобретают способность к сложной комбинации сигналов. Это в особенности характерно для клеток ассоциативных и двигательных зон, так как пирамидные нейроны являются конечным отделом нескольких анализаторов. Особенно важны для межсенсорного синтеза ассоциативные зоны лобных долей коры, при их поражении у людей затрудняется формирование сложных комплексных образов.

Взаимодействие анализаторов проявляется в соощущениях – синестезиях. Например, всем известно ощущение холода, "бегающих мурашек" по коже от скрежета ножом по стеклу. В этом случае на человека действует звуковой раздражитель – скрежет, он его слышит, но одновременно возникает ощущение холода – оно является соощущением. Взаимодействие проявляется и во взаимном повышении или понижении их возбудимости; например, раздражение холодовых рецепторов усиливает сумеречное зрение, а тепловых – понижает его. Межанализаторное взаимодействие позволяет формировать при восприятии целостные образы, характеризующиеся признаками разных модальностей (зрительной, слуховой, обонятельной, кинестетической и др.). В целом благодаря совместной деятельности анализаторов расширяется восприятие человеком окружающего мира.

У ряда людей возникают спонтанные межсенсорные синестезии – различные звуки вызывают определенные окрашенные, цветовые ощущения, это позволяет им обозначать различным цветом характер тех или иных звуков, при этом соответствие звука цвету является индивидуальным. Есть люди, у которых при действии световых раздражителей возникают слуховые ощущения.

Взаимосвязь анализаторов обусловлена иррадиацией возбуждения с центростремительных путей одного анализатора на пути другого. Так, в области четверохолмия возможно распространение возбуждения со зрительных путей на слуховые, и наоборот. Одновременное функционирование разных сенсорных зон коры больших полушарий осуществляет взаимный контроль органов чувств и установление таких связей, как слухо-двигательные, слухозрительные, зрительно-двигательные и т.д. Эти связи лежат в основе овладения ребенком по мере развития различными навыками – сначала двигательными и коммуникативными, затем отраженными в предметной деятельности, позже в конструктивной, игровой, затем учебной. Все эти виды деятельности требуют определенного уровня развития нервной системы, представленного, в частности, сформированностью, прочностью и подвижностью интегративного межанализаторного взаимодействия.