Закономерности и принципы социального воспитания

Основные понятия: закономерности воспитания, закономерности социального воспитания, общие закономерности социального воспитания, специфические закономерности социального воспитания, принципы социального воспитания, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип социумности, принцип взаимосвязи и единства воспитания и социальной деятельности; принцип развития социальных качеств в совместной деятельности; принцип единства воспитания и социальной деятельности; принцип развития личности, ее качеств в социальной деятельности.

Общие закономерности социального воспитания

Как и любое социально-педагогическое явление, социальное воспитание существует и развивается в социуме в соответствии с определенными закономерностями. И для того чтобы добиться высокой эффективности процесса социального воспитания, следует ими руководствоваться.

Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности, а также зависимость уровня развития личности от целей, принципов, методов, содержания, форм и средств воспитания.

Основной закон педагогического процесса состоит в обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений.

С основным законом тесно связаны педагогические закономерности:

– обусловленность содержания, форм и методов педагогической деятельности уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений и надстройки;

– уровень образования определяется не только требованиями производства, по и интересами господствующих научных идей в обществе, направляющих политику и идеологию социальных слоев;

– характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества;

– единство целей, содержания и методов воспитания;

– неразрывное единство обучения и воспитания;

– эффективность педагогического процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и др.);

– результаты обучения и воспитания зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается воспитан пик;

– воспитание личности происходит только в процессе включения его в деятельность.

Реализация общих педагогических закономерностей осуществляется в целенаправленной и осознанной деятельности двух взаимосвязанных субъектов – воспитателя и воспитуемого в определенной социальной среде. Поэтому степень осознания функций своих действий воспитателем и степень адекватного его цели контакта воспитуемого с ним и предметом усвоения определяют проявление той или иной закономерности воспитания в определенной мере. Так, пока воспитатель не осознает роли социума, заданий в воспитании и не применяет их, закономерности, связанные с ролью этих средств, не проявятся.

Следовательно, можно утверждать, что процесс социального воспитания – объективный процесс, окрашенный субъективными особенностями его участников и объективным состоянием социальной среды, ее воспитательного потенциала, в частности значимых воспитательных возможностей для развития социальных качеств личности.

Социальное воспитание – это социально-педагогическое явление, отражающее процесс взаимодействия личности и воспитательных ресурсов и возможностей (потенциала) социума с целью развития у личности социально значимых качеств для успешной социализации в обществе. Социальное воспитание осуществляется на основе общих и специфических закономерностей и принципов.

К общим закономерностям социального воспитания относятся: обладание стимулирующими к развитию свойствами воспитательным потенциалом социума; произвольность влияния социальной среды на воспитательные возможности личности; повседневная доступность и опосредованность усвоения личностью содержания воспитательного потенциала социума; объективность существования воспитательного потенциала социума по отношению к индивидам и субъективный характер ее усвоения каждым из них.

1. В социальном воспитании в числе общих наиболее значимых закономерностей является Вперед закономерность – воспитательный потенциал социума обладает стимулирующими к развитию свойствами.

Воспитательный потенциал социума как совокупность воспитательных возможностей, ресурсов, имеющихся в социальных институтах, социальной деятельности, социальных отношениях, в социальном опыте индивидов, позволяет сформировать социально значимые качества личности определенной направленности: нравственные, патриотические, профессиональные, эстетические и т.д., развить социальную активность личности.

Носителями воспитательного потенциала могут быть: городские сооружения: здания, памятники, парки, скверы, площади, проспекты, стадионы, церкви, соборы, кладбища, эстакады, заводы; социальные учреждения: образовательные, культуры, исправительные, социальной зашиты, медицинские, спортивно-оздоровительные, туризма, научные и т.д.; воспитательная инфраструктура: выставки, музеи, экспонаты, картинные галереи, мемориалы славы, арки, памятные места, библиотеки, кинофестивали, социальные проекты, социальные программы и т.д.

Важнейшими механизмами формирования и развития социально значимых качеств личности в данном случае могут выступать динамические процессы группы, происходящие между людьми, включенными в социальные отношения, такие как идентификация, лидерство, состязательность, а также явления, происходящие на индивидуальном уровне, такие как заинтересованность, подражание, заражение, модность и др. Под воздействием различных механизмов человек, осознанно или неосознанно попадает в воспитывающие условия, в которых в произвольной или непроизвольной форме на него воздействует воспитательный потенциал социума, передаваемый к личности и накапливаемый в ее памяти как определенный запас стереотипов поведения о значимых для нес фактах и событиях. Воспитательный потенциал социума обладает важным свойством – предоставлять необходимый минимум стимулирующих факторов, значимых для социализации человека в определенной сфере жизнедеятельности или общения.

2. Важное место занимает в социальном воспитании такая закономерность, как непроизвольность влияния социальной среды на воспитательные возможности личности. Человеческая потребность к усвоению социального опыта имеет две стороны: первая – произвольное восприятие воздействия социальных факторов, а следовательно, формирование необходимых социальных качеств. Это требует от человека особого внимания и отдачи, сосредоточенности и внимательности в процессе восприятия социального опыта; вторая – непроизвольное, ненасильственное (все же воздействие) на человека, а значит, непроизвольное усвоение норм и правил жизнедеятельности социальной среды, разрешения проблем социализации. Основным механизмом являются социальные потребности человека к освоению социальной среды и самоутверждению в ней. В качестве осознанной потребности человека выступает интерес к другим людям. В результате чего человек приобретает новые социальные ценности, представляющие для него определенную значимость. Особая действенность воспитательного потенциала социума заключается в том, что его влияние отличается непроизвольностью по отношению к человеку. Человек вправе сам принимать решение, стоит ли так или иначе реагировать на воздействие различных факторов социальной среды, воспринимать их как руководство к действию или как к мимолетному явлению. Таким образом, непроизвольность влияния на человека определяется интересом для личности воспитательного потенциала социума или его составляющих: воспитательного потенциала социальной деятельности, воспитательного потенциала социальных отношений, воспитательного потенциала социальных институтов. Каждый из обозначенных воспитательных потенциалов социума имеет равные возможности при выборе личностью приоритетов следования в поведении и выборе стиля и образа жизни.

3. Доступность и опосредованность усвоения личностью содержания воспитательного потенциала социума – Вперед закономерность социального воспитания. Бо́льшую часть своей жизнедеятельности человек проводит осознанно в социальной среде, в том или ином социальном окружении. С детства его окружает семья, соседи, затем сверстники, единомышленники, детский, подростковый и юношеский коллективы, коллектив учителей и педагогов, коллектив сверстников, дружеские союзы, соперники, педагоги – наставники, производственные профессиональные группы, члены общественных организаций, родственники и друзья и другие представители социальной среды. Наличие частых социальных контактов с различными уровнями социального окружения позволяет всегда иметь доступ к неиссякаемому источнику социального опыта: стиля поведения, общения и самовыражения других людей. В самом общении уже заключается социальное воспитание через коммуникативную его сторону. Задача состоит лишь в том, чтобы направлять значимый для личности поток воспитательных воздействий в нужном направлении. Человек склонен сам выбирать формы организации своей жизнедеятельности и путей ее обустройства, а нет ничего легче, чем делать дело в соответствии с собственными потребностями и по собственному усмотрению, по собственному желанию, так как не тратится внутренняя психологическая энергия на борьбу мотивов, а напротив, обеспечивается ее оптимальная реализация.

4. К числу общих закономерностей социального воспитания относится объективность существования воспитательных возможностей среды по отношению к индивидам и субъективный характер ее усвоения каждым из них.

Наиболее эффективное воздействие воспитательного потенциала социума на процесс социального воспитания связано с исходным уровнем развития у человека социальных качеств личности, его способности устанавливать межличностные отношения с социальным окружением, успешно решать задачи совместной деятельности. Воспитательные возможности социума существуют независимо от человека, и они лишь тогда превращаются в социально значимый продукт, когда будут должным образом оценены и восприняты человеком, а значит, и реализованы в его жизнедеятельности.

Воспитательный потенциал социума как социально-педагогическое явление существует независимо от человека, а значит, носит объективный характер. Он многогранен и многомерен в своих возможностях и ресурсах, значимых для социального воспитания. Но только для каждого отдельного индивида объективность социального опыта представляется по-разному, в значительной мере это зависит от уровня его внутренней подготовленности к усвоению огромного потока социально значимой для него информации и мотивации на ее принятие. То, что для одного в полученной информации является уже известной истиной, для другого может быть новизной. Поэтому для каждого индивида имеется свой, сугубо субъективный взгляд на ее ценность и социальную значимость. И в этом огромном мире социальных воздействий от различных источников социума человек сможет ориентироваться лишь при помощи организатора социального воспитания, стремящегося донести до индивида объективный характер социального опыта и оказать помощь в выборе форм и методов его усвоения при решении собственных проблем социализации.

Специфические закономерности социального воспитания рассматриваются многими авторами трудов по проблемам социального воспитания. Анализ этих подходов позволяет представить специфические закономерности социального воспитания в обобщенном виде. К ним относятся: дифференциация воспитательных воздействий по конкретному типу детей и взрослых; воспитательное содействие социума саморазвитию личности в различных условиях ее социализации; ориентация совокупного воспитательного потенциала социума на каждую конкретную личность.