Закономерности и принципы социального обучения

Основные понятия: закономерности социального обучения, процесс социального обучения, общие закономерности социального обучения, специфические закономерности социального обучения, принципы социального обучения, принцип социумности, принцип природосообразности, принцип целенаправленности взаимодействия с социальной средой, принцип доступности, принцип информационной достаточности.

Педагогическая наука в целом выполняет две функции: научно-теоретическую и конструктивно-техническую. Поэтому всю область дидактических знаний можно разделить на две группы.

К первой группе относятся знания, которые дидактика получает, реализуя свою научно-теоретическую функцию. Такие знания отражают обучение и образование в том виде, в каком они существуют в реальной действительности. Это знания о сущем: о дидактических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях процесса обучения, осуществляемого в действительности.

Вторая группа дидактических знаний – это нормы, регулирующие деятельность обучения. Это знания о должном, о том, каким должно быть обучение в соответствии с целями, поставленными обществом, с конкретными условиями, в которых протекает этот процесс. Сюда относятся принципы и правила обучения, которыми следует руководствоваться, чтобы добиться высокой эффективности обучения.

Закономерности в социальной педагогике – это выражение действия законов, значимых для науки тенденций развития в конкретных условиях. Их особенностью является то, что закономерности в социальной педагогике носят вероятностно-социумный характер, т.е. они не могут предусмотреть все ситуации и точно определить проявление законов существования социума в процессе социального обучения.

Закономерности социального обучения можно поделить на два вида:

1) объективные, присущие процессу обучения по его сущности, проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа деятельности обучающего и содержания образования. Их можно обозначить как общие закономерности;

2) закономерности, проявляющиеся в зависимости от предпринимаемой обучающим и обучающимся деятельности и средств, следовательно, и содержания образования, которым они пользуются. К ним относятся специфические закономерности.

Второй вид закономерностей обусловлен тем, что педагогический процесс связан с целенаправленной и осознанной деятельностью двух взаимодействующих субъектов – учителя и ученика в конкретном социуме. В силу этого уровень понимания своих функций учителем и уровень включенности ученика по отношению к нему и предмету познания определяют проявление той или иной закономерности обучения. До того момента, пока учитель не поймет познавательно-воздействующую роль социума, задания в обучении и не начнет реализовывать его педагогический потенциал, закономерности, связанные с ролью этих специфических средств обучения, не смогут заявить о себе.

Таким образом, процесс социального обучения представляется как управляемый и объективный процесс, в свою очередь, отражающий субъективные индивидуальные особенности участников познавательной деятельности и объективное состояние социума, его педагогический потенциал, в частности информационных ресурсов, сосредоточенных в нем.

Социальное обучение осуществляется на основе общих и специфических закономерностей и принципов.

Общие закономерности социальною обучения

К общим закономерностям социального обучения относятся: наличие обучающих свойств у информационного потенциала социума; непроизвольность влияния информационной среды на познавательную среду личности; доступность и легкость усвоения личностью содержания информационного потенциала социума; объективность существования информационной среды по отношению к индивидам и субъективный характер ее усвоения каждым из них.

1. В социальном обучении в числе общих, наиболее значимых, является Вперед закономерность – информационный потенциал социума обладает обучающими свойствами. Информационный потенциал социума как совокупность информационных возможностей, ресурсов, имеющихся в социальных институтах, социальной деятельности, социальных отношениях, в социальном опыте индивидов, позволяет сформулировать знания определенной направленности: гуманитарные, технические, естественные и т.д., сформировать необходимые навыки и развить умения.

Носителями информационного потенциала социума, значимого для социального обучения, могут быть: социальная реклама; предвыборные кампании; средства массовой информации; конкурсы; олимпиады; фестивали; семья, школа, учреждения социально-культурного назначения; общественные детские и молодежные организации, партии и т.д., в том числе отдельные специалисты, живые носители социального опыта.

Все эти составляющие обладают свойством передачи знаний, навыков и умений от одного (одушевленного или неодушевленного) объекта к другому. Важнейшими механизмами передачи социального опыта в данном случае могут выступать динамические процессы группы, происходящие между людьми, включенными в социальные отношения, такие как идентификация, референтность, лидерство, состязательность, а также явления, происходящие на индивидуальном уровне, такие как заинтересованность, любопытство, любознательность, устремленность и др. Под воздействием различных механизмов человек осознанно или неосознанно попадает в обучающие условия, в которых в произвольной или непроизвольной форме на него воздействует информационный потенциал социума, передаваемый к личности и накапливаемый в ее памяти как определенный запас информации о значимых для нее фактах и событиях. Информационный потенциал социума обладает важным свойством: предоставлять необходимый минимум знаний человеку, значимых для его социализации в определенной сфере жизнедеятельности.

2. Важное место занимает в социальном обучении такая закономерность, как непроизвольность влияния информационной среды на познавательную сферу личности. Человеческая способность к усвоению определенной суммы знаний имеет две стороны: а) произвольное запоминание информации, а следовательно, приобретение знаний. Эта сторона связана с определенным целеполаганием, включением воли и строгим контролем процессов запоминания. Роль основного механизма запоминания принадлежит воле человека и его осознанной цели умственных действий, контролируемого поведения.

Эго требует от человека особой отдачи, сосредоточенности и внимательности в процессе обучения; б) непроизвольное, ненасильственное (все же воздействие) на человека, а значит, непроизвольное запоминание информации, значимой для человека. Эта сторона связана с информацией, интересной для человека, происходящей иногда на уровне подсознания. Основным механизмом является интерес человека к предоставляемой информации. Интерес – это, как правило, осознанная потребность человека. В данном случае человек приобретает знания, навыки и умения, представляющие для него определенную ценность, и фильтром отбора необходимой информации является интерес как познавательный мотив личности. Феномен информационного потенциала социума заключается в том, что его воздействие отличается непроизвольностью по отношению к человеку. Человек вправе сам принимать решение, стоит ли строить серьезные планы по отношению к той или иной информации или отнестись к ней как мимолетному явлению. Таким образом, непроизвольность воздействия на человека определяется интересом для личности информационного потенциала социума или его составляющих: информационного потенциала социальной деятельности, информационного потенциала социальных отношений, информационного потенциала социальных институтов.

3. Доступность и легкость усвоения личностью содержания информационного потенциала социума – Вперед закономерность социального обучения. Значительную часть своей сознательной жизни человек проводит в социальной среде, которая предоставляет ему определенный набор информации. Такие ближайшие социальные институты, как семья, родственники и друзья, соседи, сверстники, единомышленники, детский и подростковый коллективы, коллектив учителей, соперники, педагоги, с которыми человек находится в постоянном контакте, являются той благоприятной средой получения и усвоения информации, необходимой для социализации личности. Образование устойчивых социальных связей способствует интеграции информационного потенциала социума в познавательную сферу личности.

В самом общении уже заключается социальное обучение через его коммуникативную сторону. Задача состоит лишь в том, чтобы направлять значимый для личности поток информации в нужном направлении. Сам человек склонен выбирать формы усвоения информационного материала, а нет ничего легче, чем делать дело по собственному усмотрению, по собственному желанию, так как тратится минимум психологической энергии на борьбу мотивов.

4. К числу общих закономерностей социального обучения относится объективность существования информационной среды по отношению к индивидам и субъективный характер ее усвоения каждым из них. Наиболее эффективное влияние информационного потенциала социума на процесс социального обучения связано с исходным уровнем подготовленности личности к процессу усвоения знаний, навыков и умений. Согласно материалистическому пониманию окружающей человека действительности существует неопровержимый факт первичности материи и вторичности сознания.

Информационный потенциал социума как социальное явление существует независимо от человека, а значит, носит объективный характер. Он многогранен и многомерен в своих возможностях и ресурсах, значимых для социального обучения. Но только для каждого отдельного индивида объективность социального опыта представляется по-разному, в значительной мере это зависит от уровня его подготовленности к усвоению огромного потока информации. То, что для одного в полученной информации является уже известной истиной, для другого может быть новизной и инновационностью. Поэтому для каждого индивида имеется свой, сугубо субъективный взгляд на се ценность и социальную значимость. И в этом огромном мире информации из различных источников социума человек сможет ориентироваться лишь при помощи организатора социального обучения, стремящегося донести до индивида объективный характер социального опыта и оказать помощь в выборе форм и методов его усвоения.