Задержание подозреваемого в совершении преступления

Сущность задержания состоит в кратковременном лишении свободы лица (до 48 часов), подозреваемого в совершении преступления, и помещении его в ИВС (п. 11 ст. 5, ч. 2 ст. 94, ч. 7 ст. 108 УПК).

Необходимо разграничивать задержание как меру уголовно-процессуального принуждения, предусмотренную гл. 12 УПК, и захват лица с доставлением его в полицию или другой правоохранительный орган, а также административное задержание.

Произвести фактический захват лица, совершившего преступление, и доставить его в полицию может любой гражданин, каждый сотрудник правоохранительного органа. Такое задержание не является уголовно-процессуальным, поскольку эти лица не уполномочены осуществлять уголовное преследование. Задержание лица в связи с подозрением в совершении преступления и помещение его в ИВС могут осуществлять только орган дознания, дознаватель и следователь.

Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения отличается и от задержания, предусмотренного ст. 27.3 КоАП. В основе административного задержания лежит не преступление, а административное правонарушение. Задерживать лицо за совершение административных правонарушений закон предоставляет широкому кругу сотрудников правоохранительных органов. Административное задержание не может превышать трех часов, причем задержанные помещаются не в ИВС, а в специально отведенные для этого помещения.

Основания задержания

Согласно ст. 91 УПК орган дознания, дознаватель или следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

• когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

• потерпевшие или очевидцы прямо укажут па данное лицо как на совершившее преступление;

• на этом лице или на сто одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

• при наличии иных данных, которые могут послужить основанием подозревать лицо в совершении преступления (если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность; если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу).

Первое основание следует понимать таким образом: лицо застигнуто непосредственно на месте совершения преступления, в момент выполнения преступных действий, сразу после их окончания либо при попытке бегства с места происшествия. Лицо может быть застигнуто при указанных обстоятельствах сотрудниками полиции, пограничной службы, таможни, других правоохранительных органов, а также гражданами.

Под прямыми указаниями очевидцев понимаются показания одного или нескольких свидетелей-очевидцев, которые прямо, т.е. уверенно, категорично указывают на лицо, совершившее преступление (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК).

Очевидцами являются лица, непосредственно воспринимавшие факт преступления и сообщившие сведения, которые содержат прямые указания на то, что именно данное лицо совершило преступление. Потерпевший может прямо указать на лицо, совершившее в отношении пего преступление, в случае визуального контакта с этим лицом во время совершения преступления.

Явными следами преступления являются такие следы, которые непосредственно образовались в результате общественно опасного деяния.

Они могут быть обнаружены как на самом подозреваемом, так и на его одежде, при нем или в его жилище (пятна крови, порезы, царапины, другие последствия воздействия на человека), орудия и предметы преступления.

Иными данными могут быть сведения, полученные при осмотре места происшествия, допросах свидетелей, потерпевшего, других подозреваемых.

Иные данные служат основаниями задержания подозреваемого при наличии условий, перечисленных в ч. 2 ст. 91 УПК.

Формальным основанием задержания лица и помещения его в ИВС является протокол задержания (ст. 92 УПК).

Мотивами задержания, о которых говорится в ч. 2 ст. 92 УПК, выступают необходимость помешать подозреваемому скрыться от дознания или следствия, предотвратить продолжение им преступной деятельности, предупредить воспрепятствование со стороны подозреваемого производству по уголовному делу.