Взаимодействие и взаимосвязь субъектов таможенных правоотношений

В завершение раздела, посвященного субъектам таможенного права, рассмотрим порядок их взаимодействия при помощи следующей схемы (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Взаимодействие субъектов таможенных правоотношений

Стрелками обозначены действия субъектов таможенных правоотношений, которые они совершают в рамках своих полномочий и (или) в целях соблюдения государственных или обеспечения своих интересов. Эти действия можно назвать взаимными услугами, которые в комплексе стимулируют рост товарных и финансовых потоков, оборачиваемых как вне, так и внутри Таможенного союза, т.е. в конечном счете позитивно влияют на развитие экономики Таможенного союза в целом.

Пояснить обозначенные на рисунке направления действий участников таможенных правоотношений можно следующим образом.

1. Предприниматели перевозят товары, перемещаемые через таможенную границу, сохраняют их, а также оказывают содействие при совершении таможенных операций в отношении данных товаров. Этими действиями они помогают таможенным органам обеспечить динамику товарооборота через таможенную границу Таможенного союза и в полном объеме взыскать причитающиеся к уплате таможенные платежи.

2. Таможенные органы осуществляют разрешительное производство, в результате которого заинтересованные лица приобретают свидетельства о включении их в реестр предпринимателей в области таможенного дела (владельцев СВХ или ТС, таможенных представителей, таможенных перевозчиков). Обладатели данных свидетельств занимают экономическую нишу на рынке соответствующих услуг, что дает им возможность развиваться в качестве хозяйствующего субъекта российской экономики (ее частного сектора) и повышать свое благосостояние.

3. В соответствии с действующим законодательством таможенные органы осуществляют таможенный контроль в отношении всех перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств. В результате после выпуска данных товаров участники ВЭД получают возможность распоряжаться и пользоваться ими в своих интересах (в соответствии с заявленной таможенной процедурой), т.е. повышать свое благосостояние.

4. При перемещении через таможенную границу РФ товаров участники ВЭД представляют в таможенные органы всю необходимую для целей совершения таможенных операций документацию, уплачивают в соответствующие органы причитающиеся таможенные платежи. Располагая данной информацией, в ходе ее обработки (обобщения, синтеза и анализа) таможенные органы ведут таможенную статистику, разрабатывают эффективные меры таможенно-тарифного регулирования внешней торговли и намечают стратегию таможенной политики Таможенного союза в целом и каждой страны-участницы в отдельности, а принимая таможенные платежи, выполняют свою главную – фискальную – функцию.

На этом уровне взаимодействия субъектов таможенных правоотношений регулируются основным методом таможенного права – императивным.

5. Предприниматели в области таможенного дела оказывают участникам ВЭД услуги по перевозке, хранению, и совершению иных таможенных операций в отношении принадлежащих им товаров. Эти услуги помогают участникам ВЭД ускорить прохождение необходимых таможенных процедур, т.е. дают возможность быстрее воспользоваться данными товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом и, в конечном итоге, получить наибольший коммерческий эффект от внешнеэкономической сделки.

6. Участники ВЭД оплачивают услуги по перевозке, хранению, декларированию товаров, которые им оказывают предприниматели в области таможенного дела, т.е. обеспечивают повышение благосостояния этих предпринимателей.

Отношения между участниками ВЭД и предпринимателями в области таможенного дела строятся на гражданско-правовой основе и по большей части регулируются используемым в гражданском праве диспозитивным методом. Однако неверно будет полагать, что эти правоотношения не относятся к таможенным (или административным). Дело в том, что они, во-первых, возникают в связи или по поводу перемещения товаров через таможенную границу РФ и, во-вторых, осуществляются под постоянным контролем таможенных органов.

К примеру, СВХ не может выдать, а владелец товара не может забрать свой товар с СВХ без разрешения таможенного органа, таможенный перевозчик должен осуществлять перевозку товара по установленному таможенным органом маршруту и т.д.