Воздействие бюджетно-налоговой политики на состояние государственного бюджета

Состояние государственного бюджета характеризуется величиной его сальдо, которое рассчитывается как разность между доходами и расходами государства. В макро-экономике сальдо госбюджета равно δ = (T - G), где Т - чистые налоговые поступления.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между суммой валовых налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов: Т = Тх - Тr, где Тх = Та + tY. Тогда сальдо государственного бюджета можно представить как δ = (Та + tY - Tr) - G.

Государственный бюджет может находиться в одном из трех состояний:

o в сбалансированном, если δ = 0;

o состоянии профицита, если δ > 0;

o состоянии дефицита, если δ < 0.

На рис. 5.6 отражены доходы, расходы и дефицит/профицит консолидированного бюджета РФ, в процентах от ВВП, с 1995 но 2008 г. В течение второй половины 90-х гг. XX в. наблюдался значительный бюджетный дефицит, но с 2000 по 2008 г. ситуация меняется: бюджетные доходы растут в большей степени, чем расходы, благодаря росту экономики и притоку в страну растущей выручки от торговли энергоресурсами. В 2009 г. бюджет РФ опять становится дефицитным, поскольку, борясь с последствиями глобального кризиса, правительство существенно повысило государственные расходы.

Рис. 5.6. Дефицит и профицит консолидированного бюджета РФ, в % от ВВП

Источники: Финансы России. 2004: Стат. сб. Росстата, табл. 2.1. М., 2004; Финансы России. 2008: Стат. сб. Росстата, табл. 2.1. М., 2008. Обзор экономической политики в России за 2000 год. М. : ТЕИС, 2001. С. 383; gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21.htm.

Влияние государственных закупок на состояние государственного бюджета

Известно, что рост госзакупок приводит к мультипликативному увеличению совокупного дохода, а их сокращение - к мультипликативному его снижению. Поскольку налоги положительно зависят от величины совокупного дохода, то изменения госзакупок повлияют не только на расходную часть бюджета, но отразятся и на объеме налоговых поступлений в бюджет. Интуитивно понятно, что если изначально бюджет был профицитным, то величина профицита снизится в связи с ростом госзакупок, но на меньшее значение, чем ΔG. При дефицитном состоянии госбюджета рост госзакупок будет увеличивать этот дефицит, но на меньшую сумму, чем их прирост. Покажем это с помощью расчетов.

Пусть Δδ характеризует изменение сальдо госбюджета при изменении госзакупок на ΔG. Тогда мультипликативное изменение совокупного дохода составит ΔY= тGΔG, где mG - мультипликатор госзакупок. Поскольку часть этого прироста изымается в виде подоходных налогов, то прирост налоговых поступлений составит tΔY = tmGΔG. Тогда изменение сальдо госбюджета составит:

(5.7)

В выражении (5.7) коэффициент при ΔG отрицательный и по абсолютной величине меньше единицы, так как 0 < b < 1 и 0 < t < 1. Полученный результат позволяет сделать вывод не только о влиянии на состояние госбюджета увеличения госзакупок. Из формулы (5.7) также следует, что сокращение госзакупок уменьшает бюджетный дефицит (или увеличивает профицит бюджета) на величину, меньшую, чем их снижение (ΔG).

Влияние автономных налогов на состояние государственного бюджета

Сальдо государственного бюджета может быть записано следующим образом:

(5.8)

Поскольку изменение автономных налогов приводит к мультипликативному изменению совокупного дохода в противоположном направлении, то из выражения (5.8) следует, что, допустим, их рост будет одновременно приводить к снижению суммы подоходных налогов. Чтобы оценить, какое влияние на состояние госбюджета в конечном счете окажет изменение автономных налогов, проделаем соответствующие расчеты.

Допустим, автономные налоги изменяются на ΔТa, тогда мультипликативное изменение совокупного дохода составит , где mT - налоговый мультипликатор. Подоходные налоги изменятся соответственно на . Тогда

(5.9)

В выражении (5.9) коэффициент перед ΔТа положителен и меньше единицы. Следовательно, при увеличении автономных налогов профицит бюджета растет (или дефицит снижается). Напротив, снижение автономных налогов будет сопровождаться уменьшением профицита госбюджета (или ростом дефицита госбюджета). По, как показывает формула (5.9), величина изменения бюджетного сальдо при этом будет меньше суммы изменения автономных налогов.