Восстановление платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) в условиях введения временной финансовой администрации

Неудовлетворительное управление бюджетными средствами может привести к утрате платежеспособности субъектом РФ (муниципальным образованием). В этом случае управление финансами передается временной финансовой администрации.

Временная финансовая администрация – федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган субъекта РФ), уполномоченный Правительством РФ (высшим исполнительным органом субъекта РФ):

1) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования);

2) оказывать содействие федеральным органам в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (местного самоуправления);

3) осуществлять и контролировать выполнение отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъекта РФ (местной администрации).

Временная финансовая администрация вводится на срок до одного года решением арбитражного суда по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ. Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ подастся Правительством РФ в Высший Арбитражный Суд РФ, в муниципальном образовании – высшим должностным лицом субъекта РФ и главой муниципального образования в арбитражный суд субъекта РФ. Временная финансовая администрация вводится в том случае, если просроченная задолженность по исполнению долговых и бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) превышает 30% объема собственных доходов его бюджета в последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обязательств субъектом РФ (муниципальным образованием) перед федеральным бюджетом (бюджетом субъекта РФ).

Временная финансовая администрация осуществляет следующие полномочия:

– организует проверку (аудит) бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

– организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и бюджетных обязательств;

– разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования);

– разрабатывает и представляет в органы государственной власти проекты нормативных правовых актов по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования);

– в случае непринятия законодательным органом субъекта РФ (муниципального образования) проекта закона о внесении изменений в бюджет субъекта РФ (муниципального образования) в течение одного месяца со дня его внесения главой временной администрации или принятия с поправками, не согласованными с главой временной администрации, проект представляется в Правительство РФ, вносится на рассмотрение в Государственную Думу и утверждается Федеральным законом;

– в случае непринятия закона в течение 15 дней со дня его представления главой временной администрации или принятия в редакции, не согласованной с ним, временная финансовая администрация принимает проект этого акта;

– осуществляет контроль за восстановлением платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования);

– осуществляет иные полномочия.

Глава временной финансовой администрации также обладает обширными полномочиями, а именно:

– представляет Российскую Федерацию в арбитражном суде но делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования);

– вносит на рассмотрение государственных органов власти проект плана о восстановлении платежеспособности и проекты нормативных правовых актов, предусмотренные этим планом;

– согласовывает внесение изменений в нормативные правовые акты, предусмотренные планом восстановления платежеспособности;

– дает согласие на осуществление или осуществляет полномочия руководящего финансового органа субъекта РФ (муниципального образования).

Проект плана восстановления платежеспособности включает:

– срок действия плана (не более 5 лет);

– долю собственных доходов бюджета, ежегодно направляемых на погашение просроченных долговых и бюджетных обязательств (не более 15%);

– объемы и условия привлечения заемных средств на рефинансирование просроченных обязательств;

– меры по оздоровлению государственных финансов субъекта РФ (муниципального образования).

План восстановления платежеспособности утверждается арбитражным судом. В течение 15 дней после его утверждения разрабатывается проект закона о внесении изменений в бюджет субъекта РФ (муниципального образования), который представляется в законодательный орган власти, который в свою очередь рассматривает его в течение 15 дней со дня его представления. Если проект закона не принят, то временная финансовая администрация представляет его в Правительство РФ для внесения в Государственную Думу, которая рассматривает его также в течение 15 дней и принимает соответствующий Федеральный закон.

Временная финансовая администрация контролирует исполнение бюджета субъекта РФ (муниципального образования. Глава временной администрации дает согласие на совершение руководителем финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) следующих действий:

– утверждение сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств;

– осуществление заимствований;

– предоставление бюджетных кредитов;

– использование доходов, полученных сверх плана;

– перемещение ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и статьями экономической и функциональной классификации расходов бюджета;

– назначение в исполнительные органы государственной власти и бюджетные учреждения своих представителей, к которым переходят функции главных распорядителей средств бюджета;

– осуществление блокировки расходов главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

– ходатайство перед арбитражным судом об отстранении руководителя финансового органа субъекта РФ (муниципального образования) в случае, если он создает препятствия для осуществления плана восстановления платежеспособности. Обязанности последнего возлагаются на главу временной администрации.

Повышение эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами

Основными задачами в области повышения эффективности межбюджетных отношений являются:

– укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ;

– создание стимулов для поступления доходов в бюджеты субъектов РФ и муниципальные бюджеты;

– создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;

– повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;

– оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ и местным образованиям.

Основным направлением укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ является стабилизация доходной части региональных и местных бюджетов, которая может быть достигнута за счет;

– сокращения льгот по региональным и местным налогам;

– зачисления налоговых доходов в региональные и местные бюджеты по месту их формирования;

– использования потенциала имущественных налогов и земельного налога, ускорения введения в действие налога на недвижимость;

– предоставления Федеральным казначейством краткосрочных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов;

– укрепления межрегионального и межмуниципального взаимодействия; повышения доли межбюджетных трансфертов, распределяемых законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

– стабилизации методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и т.п.

С целью создания стимулов для увеличения поступления доходов в региональные и местные бюджеты с апреля 2006 г. субъекты РФ разделены на три группы.

Первая группа – субъекты РФ, в бюджетах которых доля финансовой помощи из федерального бюджета не превышает 20% объема собственных доходов. Для этой группы предельный размер государственного долга и дефицита регионального бюджета принят соответствующим БК РФ.

Вторая группа – субъекты РФ, в бюджетах которых доля финансовой помощи составляет от 20 до 60% объема собственных доходов. Для этой группы введены дополнительные ограничения по расходам, направляемым на ОГЛАВЛЕНИЕ органов государственной власти и оплату труда государственных служащих.

Третья группа – субъекты РФ, в бюджетах которых доля финансовой помощи составляет более 60% объема собственных доходов. Для этой группы введены дополнительные ограничения по объему государственного долга и дефицита регионального бюджета, предусмотрены ежегодная проверка бюджетов Счетной палатой РФ и обязательное заключение соглашения с Минфином России о повышении эффективности использования бюджетных средств и увеличении поступления доходов.

Для стимулирования улучшения качества управления финансами внедрена ежегодная рейтинговая оценка результатов работы органов государственной власти субъектов РФ по управлению финансами, создана система поощрения субъектов РФ, получивших более высокую оценку за результаты своей деятельности.

Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов достигается за счет публичного раскрытия информации о деятельности органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований, ежегодных публичных отчетов этих органов, проведения независимой экспертизы их деятельности независимыми аудиторскими фирмами, усиления финансового контроля.