Лекция I. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в странах Древнего мира в III тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.

В результате освоения материала главы и его самостоятельного осмысления студент сможет:

• знать

– основные направления развития семейного и общественного воспитания в различных регионах Древнего Востока;

– ведущих представителей научной и педагогической мысли Востока периода Древнего мира;

– особенности сословно-семейного воспитания в рамках культурных традиций Востока периода Древнего мира;

– основные типы и формы учебных заведений в странах Древнего Востока;

• уметь

– объяснять причины эволюции воспитательного идеала в странах и регионов Древнего Востока;

– устанавливать взаимовлияние традиций обучения в различных цивилизациях Востока;

– работать с историческими источниками педагогического характера, наиболее ярко отражающими взгляды на воспитание конкретного региона;

– анализировать этические и педагогические взгляды представителей культуры стран Востока в период Древнего мира;

• владеть

навыками сравнительно-исторического анализа подходов к воспитанию и обучению различных стран Древнего Востока;

– системой знаний о своеобразии развития научных знаний и духовной культуры цивилизаций Востока в Древнейший период.

Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций

Появление воспитания и образования как особых форм человеческой деятельности относится к эпохе древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, становление которых принято относить к V тыс. до н.э. В условиях изменения жизни людей постепенно начали складываться новые формы воспитания детей при сохранении старых. Элементы этого процесса в современных условиях можно обнаружить в материалах этнографических исследований.

В древнейших государствах воспитание и обучение детей осуществлялось по преимуществу в семьях. О важной роли семьи в воспитании говорилось в таких документах древнейших государств Востока, как Законы царя Вавилона Хаммурапи (1792–1750 до н.э.), книга притч иудейского царя Соломона (965– 928 до н.э.), индийская Бхагавадгита (середина I тыс. до н.э.) и др. Постепенно вместе с зарождением государственных структур в целях подготовки, условно говоря, интеллектуальной элиты – чиновников, жрецов, полководцев – начал складываться и особый социальный институт – школа.

Школа и воспитание в условиях древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием различных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные черты, в том числе в сфере воспитания и обучения. Эта общность была следствием того, что возникновение школ приходилось на переходную эпоху от родовых общин к зарождению государственности. Типичность явления подтверждается тем, что древние цивилизации, несмотря на то что они возникали и существовали изолированно друг от друга, имели много общего в путях экономического и социального развития, в том числе в сфере воспитания и образования. Подтверждением типичности этого явления может служить поВперед история народов Центральной и Южной Америки: в III–II тыс. до н.э. при отсутствии связей с остальным миром у них сложились формы обучения и воспитания, сходные с опытом древнейших цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока.

Отделение умственного труда от физического, начавшееся уже на исходе первобытной истории, постепенно вызвало к жизни появление особой профессии – учитель. Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока отражали в своем развитии эволюцию культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человеческая личность готовилась к выполнению традиционных социальных обязанностей и занятию определенного заранее места в обществе.

Главными очагами обучения и воспитания в древнейших государствах Востока были семья, храмы и государство. Семья, однако, была не в состоянии дать детям даже минимальную образовательную подготовку – научить письму, чтению, счету. Это стало главной задачей школ.

ОГЛАВЛЕНИЕ обучения в школах было крайне скудным, потому что детей готовили к выполнению четко определенных функций. К I тыс. до н.э. развитие ремесел, торговли, постепенное усложнение характера труда, рост городского населения способствовали расширению круга людей, которым стало необходимо школьное обучение. Помимо детей родовой знати и служителей культа, учениками школ становились уже и дети состоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолютное большинство населения обходилось по-прежнему лишь семейным воспитанием своих детей, без элементов собственно образования.