Воображение

Традиционно в психологии некоторые психические процессы, в частности память и внимание, делят на произвольные и непроизвольные. Однако здесь можно говорить о некоей научной проблеме. Ведь если есть произвольные и непроизвольные психические процессы (внимание и память) и если мы признаем правомерным деление психики на сознание и подсознание, то нельзя ли говорить, например, о других произвольных и непроизвольных психических процессах, а также свойствах и состояниях? Эта проблема подробно не рассматривается в психологии, хотя мы прекрасно понимаем, что бывает произвольная и непроизвольная мотивация (цели и инстинкты), произвольные и непроизвольные эмоции (произвольными эмоциями хорошо владеют актеры, спортсмены, представители некоторых профессий) и даже произвольные и непроизвольные способности. Например, известны случаи, когда в состоянии страха люди совершают действия, которые в обычном состоянии они никогда бы не выполнили: прыжки в длину, бег на невероятные расстояния и пр. По оказывается, что и такой психический процесс, как воображение, тоже бывает произвольным и непроизвольным.

Произвольное воображение выполняет несколько функций: во-первых, дополняет неопределенную ситуацию или объект до некого целостного образа; а во-вторых, создает образы объектов, которых никогда не было в природе, реализуя тем самым свою креативную функцию. Дополнение неопределенных объектов до некого целостного образа может иметь как позитивное значение для решения мыслительных задач, так и негативное. Например, человек легко догадывается о том, как выглядел объект, если его восприятию представлена лишь часть объекта. Но столь же легко, увидев незавершенный объект, он может вообразить себе все что угодно, в зависимости от предшествующих знаний, социальных стереотипов, эмоционального состояния, измененного сознания, патологического состояния в форме фобии, панического страха, навязчивой идеи и т.д. Креативная функция воображения является очень важной не только для отдельного человека, но и для человечества в целом, поскольку продуктом креативной мыслительной деятельности являются произведения искусства, литературы и т.д. Творческое воображение крайне необходимо в таких видах экономической деятельности, как маркетинг и реклама.

Без воображения человечество никогда бы не смогло подняться до того уровня, которого оно достигло в настоящее время, даже если бы научилось каким-то невероятным образом решать сложные умственные задачи или проводить вычисления, которые способен сегодня делать самый современный компьютер. Воображение создает искусство и религию, которые так необходимы человечеству, особенно на тех этапах, когда наука не справляется с объяснением каких-то сложных природных или социальных явлений. Однако воображение недостаточно изучено психологией; в частности, не ясны его механизмы; до конца непонятна работа головного мозга, решающего творческие креативные задачи.

Непроизвольным воображением многие психологи считают состояние сна, когда наступает дефолт мозга (М. Райхле) и он работает самостоятельно при явно заторможенном сознании. Научный анализ сновидений впервые попытался провести 3. Фрейд (1990). Его концепция сновидений существенно отличается от так называемого толкования снов, которым люди занимаются с глубокой древности. Анализ сновидений Фрейд проводил в соответствии со своей психоаналитической концепцией, которая, как известно, подвергалась критике даже его последователями, хотя полностью отрицать ее сегодня было бы ошибкой.

Воображение – психический процесс, которым, по мнению большинства психологов, обладают только люди; им не обладают животные и не могут обладать современные технические устройства. Традиционно считается, что воображение связано с речью, поскольку продукты воображения лишь тогда становятся элементами культуры, когда они поняты и приняты как ценность другими людьми. В процессе творческого самовыражения человек часто привносит в результаты деятельности много личного и непонятного другим людям, результат может определяться случайными ассоциациями, воспоминаниями и пр. Вот почему продукты воображения лишь тогда оказываются востребованными и полезными, когда соответствуют объективным условиям существования человека и принимаются окружающими как социально обусловленная ценность.

У непроизвольного воображения нет конкретной цели. Как правило, это результат особой ассоциативной работы мозга, точнее подсознания. Некие фантазии могут возникать в сознании человека под воздействием когда-то увиденного фильма, прочитанной книги и др. Многие психологи и философы полагают, что любые фантастические образы, которые возникают в процессе воображения, всегда основаны на материале когда-либо полученного человеком индивидуального опыта. Однако многолетний анализ сновидений, а также содержания индивидуальных галлюцинаций по причине или под влиянием заболеваний либо психотропных веществ позволяет некоторым специалистам высказываться в том смысле, что здесь все гораздо сложнее. В частности, непонятно, как именно и почему мозг способен порождать фантастические образы и что в каждом случае является их причиной. Например, невозможно определить, что именно порождает художественные образы, которые становятся элементами различных направлений искусства, особенно авангардного.

Воображение непосредственно связано не только с мышлением и интеллектом, но и с эмоциями человека. Чаще всего эмоциональные люди обладают более ярким воображением. Поскольку воображение предполагает некий уход от реальности, то у человека с богатым воображением могут возникать проблемы общения, а для творческой личности это всегда связано с некоторой опасностью быть непонятым. Кроме того, существует проблема оценки связи воображения с патологическими состояниями или серьезными психиатрическими заболеваниями. Мир искусства часто принимает болезненное воображение за гениальные достижения, ведь критерием качества произведения искусства нередко выступают сами люди или отдельные сообщества. И наоборот, художники, страдающие какими-либо патологиями, очень часто становятся первооткрывателями новых стилей в различных видах искусства.