Внутриорганизационные принципы деятельности прокуратуры

Принцип взаимодействия между структурными подразделениями прокуратуры означает процесс налаживания внутрисистемных связей между разнопрофильными подразделениями прокуратуры в целях обеспечения эффективного выполнения поставленных перед ними задач в случаях необходимости их решения на межотраслевом или межфункциональном уровнях. Например, важно обеспечить взаимодействие между подразделениями, обеспечивающими участие прокуроров в судах, и подразделениями по надзору за исполнением законов, выявляющими в процессе прокурорских проверок факты, служащие в последующем основаниями для обращения в суд. Тесное взаимодействие должно осуществляться также между государственными обвинителями и подразделениями, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Для решения конкретных, в том числе долгосрочных, задач могут создаваться предметные рабочие группы, состоящие из ответственных работников разных подразделений. В прокуратурах низового звена, не имеющих структурных подразделений, взаимодействие осуществляется между прокурорскими работниками, за которыми закреплены соответствующие отрасли надзора и участки деятельности прокуратуры (предметы).

Вне зависимости от того, как организуется работа в структурных подразделениях, как распределены обязанности между прокурорскими работниками конкретного структурного подразделения, остается неизменным требование об обмене информацией для того, чтобы каждый работник был осведомлен о состоянии дел как в своем подразделении, так и в других подразделениях прокуратуры, четко представлял, над чем работают прокурорские работники его подразделения и других подразделений. Это позволяет избегать дублирования в работе, пополнять информационную базу, перенимать передовые, более рациональные методы и приемы работы, применяемые другими прокурорскими работниками, оказывать помощь друг другу.

Принято выделять круг вопросов в качестве предметов ведения во всех структурных подразделениях прокуратуры, например комплексное проведение анализа состояния законности в регионе, состояния прокурорского надзора, координации деятельности правоохранительных органов, планирования работы, в особенности составления перспективных планов работы, составления статистических отчетов и др. По каждом}' выделенному вопросу, решаемому всеми подразделениями прокуратуры, прокурором-руководителем нередко определяется головное подразделение, на которое возлагается ответственность за организацию взаимодействия в целом по прокуратуре.

Зональный или территориальный принцип

Это принцип распределения служебных обязанностей между прокурорскими работниками, заключающийся в закреплении за каждым работником одной или нескольких нижестоящих прокуратур. Характерен он для подразделений прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур, а также Генеральной прокуратуры РФ. Под зоной понимается территория района, города, области, военного гарнизона и им равных территориальных образований, та на которую распространяется юрисдикция соответствующей прокуратуры.

В прокуратурах субъектов РФ в состав зон в зависимости от этой численности прокурорских работников, структурного подразделения, объема работы включаются прокуратуры обычно нескольких районов и городов. Зональный прокурор структурного подразделения, за которым закреплена соответствующая зона, применительно к определенной отрасли надзора, закрепленной за структурным подразделением, осуществляет контроль за исполнением законов, приказов и указаний Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ и равного ему прокурора. В этих целях он анализирует состояние законности в регионе и организации работы органов прокуратуры путем ознакомления со статистическими данными, текущими и перспективными планами работы, разного рода донесениями, обзорами практики и другими документами, непосредственного участия в проведении У1роверок деятельности прокуратур зоны, оказания практической помощи прокурорам на местах. Па основании этого зональный прокурор вносит предложения о направлении районным, городским и равным им прокурорам указаний об устранении недостатков и совершенствовании работы. Он изучает и распространяет положительный опыт работы, принимает участие в повышении квалификации прокурорских кадров районного (городского звена), в том числе путем консультирования их, даст им индивидуальные задания.

Зональные прокуроры по каждой прокуратуре регулярно ведут соответствующее производство, дела (наряды), в которых сосредотачиваются документы, поступающие от нижестоящих прокуроров, и копии направляемых им документов. Получила распространение практика ведения делопроизводства и на электронных носителях. Все это позволяет зональному прокурору обладать обширной информацией о состоянии законности в регионе и о состоянии работы в прокуратурах соответствующей зоны.

Предметный принцип распределения служебных обязанностей между прокурорскими работниками предполагает закрепление за каждым работником определенного направления или нескольких направлений (предметов) деятельности, что зависит от штатной численности прокурорских работников. Критерием распределения обязанностей между прокурорскими работниками являются группы законов (обособленных сфер правового регулирования), входящих в сферу прокурорского надзора.

Предметный принцип преследует цель сосредоточить усилия всех структурных подразделений, а применительно к районным прокуратурам — усилия отдельных прокурорских работников на решении приоритетных задач, стоящих перед органами прокуратуры. Организация работы по предметному принципу обязывает прокуроров-предметников обобщать относящиеся к предмету их ведения статистические и иные данные как прокуратуры, так и других правоохранительных и иных органов об исполнении законов; анализировать документы, отражающие работу прокуратуры (акты прокурорского реагирования, обзоры, решения коллегий, докладные записки, методические разработки и т.д.); участвовать в подготовке документов о реализации результатов обобщений, подготовке материалов для рассмотрения на коллегиях и координационных совещаниях, а также в подготовке замечаний на проекты нормативных актов, поступающих в прокуратуру; оказывать помощь прокурорам нижестоящих прокуратур.

Предметно-зональный принцип распределения служебных обязанностей между прокурорскими работниками предусматривает закрепление за каждым работником не только определенного предмета, но и курирование нескольких нижестоящих прокуратур. Характерен он для прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур, где в качестве зон выступают нижестоящие прокуратуры районного звена, а также Генеральной прокуратуры РФ, по отношению к работникам которой зонами являются прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним прокуратуры. Такое распределение служебных обязанностей способствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферах правовых отношений. Все отрасли прокурорского надзора, отдельные направления надзора и участки деятельности прокуратуры обязательно закрепляются за конкретными прокурорами. Прокуроры, ответственные за закрепленные за ними предметы, должны обладать исчерпывающей информацией о состоянии дел в курируемых ими сферах и в случаях необходимости быть готовыми предоставить руководству об этом соответствующие справки, содержащие объективные данные.

Вопрос о распределении обязанностей в прокуратурах низового звена реализуется прокурором-руководителем путем издания письменного приказа, а в структурных подразделениях вышестоящих прокуратур чаще руководителями структурных подразделений путем отдачи письменных распоряжений. Что касается распределения обязанностей между структурными подразделениями прокуратуры, то этот вопрос находится в компетенции прокурора-руководителя.

Организация и деятельность прокуратуры в соответствии с перечисленными принципами — залог успешного выполнения задач, стоящих перед органами прокуратуры.