Внешние связи службы. Взаимоотношения со сторонними организациями

Независимо от формы (модели) организации служба сельскохозяйственного консультирования по характеру своей деятельности не является и не может являться замкнутой системой. В число се основных функций входит обеспечение взаимодействия своих клиентов со многими институтами. Успех работы ИКС любого уровня управления в значительной мере зависит от того, насколько тесные и продуктивные контакты она имеет с другими организациями. Наличие разнообразных внешних связей с организациями, учреждениями, объединениями способствуют успешному выполнению службой своей роли. Прежде чем исследовать внешние связи ИКС, необходимо уяснить, для чего и в каких случаях эти связи нужны, как они влияют на результаты консультационной деятельности.

Рациональная организация и эффективное использование внешних связей службы позволяют решать следующие задачи:

• своевременно получать достоверную и полную статистическую, технико-экономическую, нормативно-справочную и другую информацию, необходимую для формирования и актуализации баз данных и непосредственно для процесса консультирования;

• привлекать высококвалифицированных ученых и специалистов из различных организаций, а также преподавателей вузов и колледжей для оказания консультационных услуг клиентам службы и проведения обучающих мероприятий;

• информировать научно-исследовательские и образовательные учреждения о потребностях клиентов службы в новых разработках и знаниях с целью формирования заказа на проведение научных исследований и обучающих программ;

• информировать клиентов, местное население и общество в целом о своей деятельности через СМИ и другие средства информации;

• оказывать влияние на формирование аграрной, социальной, экономической и других видов политики через органы государственной законодательной и исполнительной власти, общественные движения и партии.

В процессе деятельности служба сельскохозяйственного консультирования взаимодействует с широким кругом различных институтов, организаций, учреждений (рис. 1.6).

Консультационная служба, будучи одним из инструментов государственной аграрной политики, деятельность которого в значительной мере финансируется из средств государственного бюджета, должна иметь и развивать свои отношения с правительственными, административными, налоговыми и финансовыми органами. Без их поддержки служба нс может эффективно функционировать. В то же время через сотрудников региональной и местной администрации специалисты ИКС постоянно получают информацию об аграрной политике, мероприятиях правительственных органов по поддержке сельхозпроизводителей, выделении кредитов под национальные проекты, федеральные и региональные программы развития АПК и сельских территорий. Эта информация крайне необходима службе как для разработки собственных планов и программ, так и непосредственно для процесса консультирования. От качества, полноты и своевременности получаемой информации от органов управления, общественных фондов и организаций, налоговой службы, биржи труда и статистических органов существенно зависит эффективность работы службы со своими клиентами.

Важным элементом системы связей консультационной службы с внешней средой является взаимодействие с различными организациями сельских товаропроизводителей, которое обеспечивает плодотворный обмен информацией, знаниями и опытом между службой, ее клиентами и другими субъектами консультационной деятельности. Собственные организации необходимы сельским товаропроизводителям как для представления своих интересов в различных институтах власти, так и для участия в совместных мероприятиях производственной, коммерческой, политической, социальной и других видов деятельности. Это обусловливает заинтересованность консультационной службы в оказании помощи товаропроизводителям при создании и развитии местных и федеральных организаций такого типа, которые облегчают работу самой службы со своими клиентами и служат каналами распространения информации и знаний.

В мировой практике накоплен большой опыт создания и функционирования подобных организаций (фермерских организаций и союзов товаропроизводителей), которые играют важную роль в развитии сельских территорий и аграрного производства. Наибольшее развитие это направление получило в странах с развитыми экономическими отношениями: в США, Канаде, странах Западной Европы. Опыт этих стран может быть использован для российского сельского хозяйства при условии соответствующей адаптации к специфическим условиям зарождения и первоначального развития рыночных отношений в аграрном секторе России и к современным тенденциям в мировой экономике.

Аграрные вузы, институты повышения квалификации и аграрные колледжи также играют важную роль в системе консультационного обслуживания аграрного сектора экономики и сельского населения. В частности, аграрные вузы (университеты, академии), обладающие мощной материально-технической и экспериментальной базой, высококвалифицированными кадрами консультантов и экспертов, способны оказывать образовательные, информационные и консультационные услуги высокого качества. Часто консультационная служба реализуется в форме университетской модели (см. параграф 1.5). Но и в том случае, когда служба имеет другие организационные формы, ее взаимодействие с образовательными учреждениями может иметь несколько направлений, среди них:

• привлечение специалистов-консультантов узкого профиля для оказания клиентам услуг наукоемкого характера;

• подготовка кадров молодых консультантов различного профиля;

• организация повышения квалификации как сотрудников службы, так и ее клиентов;

• организация экспериментальной и демонстрационной деятельности;

• проведение прикладных научных исследований с учетом потребностей клиентов службы и др.

Поддержание постоянной связи консультационной службы с библиотеками позволяет использовать накопленный за многие десятилетия большой объем специальной информации не только на бумажных, но и на электронных носителях. Эта информация постоянно обновляется и пополняется новыми источниками.

Рис. 1.6. Связи консультационной службы с внешними организациями

Через организации культуры, систему дошкольного и школьного образования, как и через другие образовательные учреждения, консультационная служба реализует свою просветительскую функцию в сельской местности. Это обусловливает необходимость тесного взаимодействия и с этими организациями.

Весьма важным в работе службы является поддержание контактов со средствами массовой информации (СМИ). Газеты, журналы, радио, телевидение являются для ИКС не только одним из основных источников информации, но и средством для пропаганды новых знаний, рекламной деятельности и поддержания обратной связи с клиентами. Специалисты службы выступают в СМИ по различным проблемам, предлагая пути их решения, используют СМИ для информирования товаропроизводителей о проводимых в районе или в области мероприятиях, о государственной аграрной политике.

Отношения ИКС с рынками, коммерческими организациями должны строиться на постоянной основе. Мониторинг цен на сельскохозяйственные продукты, постоянный сбор другой информации о рынке продукции, ее анализ, обработка и распространение среди товаропроизводителей являются одной из важнейших функций ИКС. Большое значение имеет также связь ИКС с поставщиками сельскохозяйственной техники, оборудования, удобрений, ядохимикатов, семян, кормов, стройматериалов и т.д.

Как показывают многочисленные опросы и исследования, сельские товаропроизводители продолжают испытывать значительный информационный голод. Переход от административного к индикативному (рекомендательному) планированию и управлению в АПК требует от товаропроизводителя самостоятельного принятия управленческих решений практически по всем вопросам его производственной и коммерческой деятельности. Чтобы принять обоснованное и рациональное решение как стратегического характера (например, какую производственно-отраслевую структуру необходимо формировать, чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия в отдаленной перспективе), так и тактического (например, какой отрасли дать приоритетное развитие, а от какой отказаться, что производить в следующем году), надо располагать большим объемом своевременной и достоверной информации о рынках ресурсов и продукции. Помощь товаропроизводителям в решении данных вопросов оказывает консультационная служба. Для этого ей необходимо иметь и постоянно поддерживать тесные взаимосвязи с компаниями – поставщиками ресурсов (производителями сельскохозяйственной техники, удобрений, химических средств защиты растений, ветеринарных препаратов и т.п.) и потребителями сельскохозяйственной продукции (перерабатывающими предприятиями, оптовыми продовольственными рынками, системой общественного питания и пр.).

Значительную поддержку развитию консультационной деятельности службы оказывают специализированные выставки и ярмарки, дающие дополнительные возможности ее клиентам получить наглядную информацию об инновациях, новых технологиях, современной технике, приемах и методах эффективного ведения производства, возделывания сельскохозяйственных культур и содержания животных. Консультационная служба может использовать выставки и ярмарки для реализации своих функций через организацию собственных мероприятий (семинаров, конференций и т.п.) параллельно или в рамках этих выставок, через распространение информационных материалов, инноваций и передового опыта на своих стендах.

Стремление товаропроизводителей в условиях конкуренции и рыночных отношений повысить стоимость и уровень устойчивости развития своего бизнеса поддерживается государством и заинтересованными компаниями и фондами. Развитие предприятия предполагает реализацию инвестиционных проектов, которые требуют капитальных вложений и, как правило, поиска заемного капитала. Где, под какой процент и на какой срок можно взять кредит для реализации инвестиционного проекта? Без консультации со специалистами службы получить такую информацию весьма сложно. ИКС может оказать такого рода помощь, если ее сотрудники не только владеют аппаратом инвестиционного проектирования и бизнес-планирования, но и имеют хорошие связи с банками и инвестиционными фондами, а также владеют информацией финансовых рынков.

Не менее важным является обеспечение устойчивости предприятия в условиях неопределенности и снижение рисков. Для этого используются различные приемы и инструменты, в том числе страхование рисков. В целях грамотного применения данного механизма в интересах клиента служба должна тесно взаимодействовать со страховыми компаниями и фондами.

Тесная связь консультационной службы с научными институтами и опытными станциями способствует ускорению получения результатов научных исследований и их внедрения в практику. Благодаря непосредственному контакту с товаропроизводителями и на основе изучения их потребностей служба формирует заказ науке на приоритетные прикладные исследования. Такие научные разработки будут реально востребованы товаропроизводителями и с большой степенью вероятности внедрены в производство. При этом ученые, работая по непосредственному заказу клиентов службы, более ответственно подходят к результатам своих разработок, а форма представления результатов больше отвечает требованиям практиков. Совместно со специалистами службы ученые переводят результаты своих разработок с языка науки на язык практики. Часто научные работники слабо представляют практические проблемы товаропроизводителей. Далеко не каждый ученый знает, какая требуется информация, какие нужны знания для решения этих проблем. К сожалению, процесс интеграции знаний и информации из разных источников плохо управляем. Затраты на науку остаются неэффективными, если между ученым и товаропроизводителем не будет посредника в лице ИКС или другой подобной службы.

Помимо научных исследований и информации, товаропроизводителю необходимо знать о передовом опыте своих коллег. Реальные достижения конкретных хозяйств часто гораздо более убедительны, чем любые другие свидетельства об эффективности и привлекательности того или иного метода или технологии производства. Этим преимуществом демонстрации достижений следует широко пользоваться службе, всячески развивая контакты с лучшими хозяйствами и предприятиями АПК.

Полезная информация, а часто и специальные разработки и консультационные услуги клиенты службы получают от информационно-вычислительных центров и лабораторий, которые производят различного рода расчеты, собирают и анализируют информацию, разрабатывают и актуализируют базы данных и знаний. Базы, адаптированные к региональным условиям, как правило, имеются в областных (краевых, республиканских) вычислительных центрах.

Нередко службе приходится оказывать помощь своим клиентам по различным юридическим вопросам, иногда даже отстаивать их интересы в суде и арбитраже. Чтобы эффективно помогать клиентам правильно ориентироваться в постоянно меняющемся правовом поле, служба должна обладать качественной и регулярно актуализируемой информацией. Для этого ей необходимы хорошие контакты с юридическими консультациями, адвокатурой, судами, правоохранительными и другими юридическими учреждениями.

Таким образом, консультационная служба является открытой организацией с большим числом внешних связей. Взаимодействие с внешней средой службе необходимо для наиболее эффективной реализации своих основных функций. Только при рационально и правильно организованных отношениях ИКС с другими внешними организациями, прямо или косвенно связанными с сельским товаропроизводителем, можно ожидать высоких результатов деятельности информационно-консультационной службы.