Лекция 10. ВИДЫ И МЕТОДЫ ЭДУКАЦИИ

10.1. Виды эдукации

10.2. Специфика воспитания

10.3. Воспитание как духовное развитие

10.4. Методы эдукации

10.3. ОГЛАВЛЕНИЕ методов эдукации

10.6. Специфика методов воспитания

10.7. Главный метод эдукации

10.8. Выбор методов эдукации

Трудность материала – 0,90 у.е.

Минимальное время – 80 минут

Для самостоятельного изучения материала потребуется 240 минут

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

виды эдукации;

• методы эдукации;

уметь

• дифференцировать базисные виды и методы эдукации;

• оптимально сочетать виды обучения и воспитания;

владеть

• приемами анализа методов;

• методами организации приучения.

Виды эдукации

В современной школе используется несколько относительно обособленных и отличающихся рядом признаков видов эдукации, под которыми понимается организация обучения и воспитания в определенной парадигме:

объяснительно-иллюстративное обучение-воспитание (ОИО), называемое также традиционным, сообщающим или информационно-сообщающим;

проблемное обучение-воспитание (ПбО);

программированное обучение-воспитание (ПО), а также его современные модификации – компьютерное (компьютеризованное) обучение и новые информационные технологии.

Объяснительно-иллюстративное обучение-воспитание

Его сущность хорошо передается названием: с давних времен повелось, что всегда и везде педагог учит, объясняя и дополняя свое объяснение наглядностью. Объяснение в сочетании с наглядностью – главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного – ключевое требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют традиционным не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в пего органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно- иллюстративное обучение и воспитание имеет ряд важных преимуществ:

1) экономит время (это самый экономный среди всех других видов эдукации);

2) сберегает силы учащихся, облегчает им понимание сложных знаний;

3) обеспечивает достаточно эффективное управление процессом;

4) имеет хорошие воспитательные возможности;

5) не требует специальных помещений и средств, кроме доски и мела, простейших наглядных пособий;

6) доступно педагогам разной квалификации;

7) дает хорошие результаты.

Наряду с преимуществами в ОНО выявлены и крупные недостатки, среди которых:

1) преподнесение готовых знаний;

2) низкая познавательная активность или даже пассивность учащихся;

3) отсутствие самостоятельной продуктивной деятельности обучаемых;

4) большие затраты энергии педагога;

5) слабая индивидуализация и дифференциация процесса, который рассчитан на среднего ученика;

6) отсутствие действенных стимулов для побуждения учеников к активной деятельности.

В практике современной эдукации доля ОИО составляет не менее 80%, тогда как все оставшиеся виды эдукации используются лишь в 20% случаев.