Вертикальная интеграция в системе торговой отрасли

Вертикально интегрированные структуры развивались в течение длительного периода, основой их развития могла стать только система каналов товародвижения (система устойчивых связей между производителями и потребителями товаров). Формирование системы каналов товародвижения происходило по мере развития товарного обращения, расширения как ассортимента производимых товаров, так и перечня услуг, которые торговые предприятия (оптовые и розничные) оказывают своим клиентам. Система каналов товародвижения включает не только инфраструктуру, позволяющую осуществлять все торгово-технологические операции, собирать и обрабатывать информацию о товарной массе, но и порядок и правила поведения участников канала. Такие правила поведения вырабатываются многолетней торговой практикой, большое влияние оказывает на них нормативноправовая база и позиция участников рынка, доминирующих в данном канале товародвижения.

Вертикальной интеграцией называют любую форму объединения (слияние, кооперацию) функционально зависимых производителей, посредников, продавцов и потребителей продукта (товара). Различие между традиционным каналом товародвижения и вертикально интегрированным состоит в том, что между участниками интегрированного канала существуют отношения регулирования или управления.

Вертикально интегрированная структура возникает, когда объединение соответствует экономическим интересам участников канала. В этом случае независимые звенья канала (производители, посредники, продавцы и потребители) на добровольной основе или в результате рыночных сделок переходят в подчинение к одному из участников канала, при этом меняется структура канала в соответствии с требованиями максимальной экономической эффективности, оптимизации экономических показателей и т.п. В новом интегрированном канале доминирует обычно тот участник, который обладает наибольшим экономическим потенциалом, и он и получает всю полноту рыночной власти в этом случае. Вертикальная интеграция позволяет упорядочить товаропотоки, установить соподчиненность смежных звеньев товародвижения и преобразовать традиционный канал товародвижения в единую централизованно управляемую или координированную торгово-сбытовую систему.

Вертикальная интеграция включает следующие виды отношений торговых предприятий с участниками процесса товародвижения:

• отношения с предприятиями, которые снабжают их товарами для дальнейшей перепродажи;

• отношения с покупателями этих товаров;

• отношения с поставщиками оборудования, сырья и материалов, используемых в отраслях товарного обращения.

Не относятся к вертикальному типу интеграции отношения торговых предприятий со специализированными предприятиями транспорта, связи, хранения и услуг по бизнесу, которые, обслуживая процесс реализации товаров, никогда не выступают в роли их владельцев.

Основными причинами, вызывающими вертикальную интеграцию, являются:

• перенакопление капитала и невозможность его реинвестирования в отрасли функционирования компаний;

• невысокая или нестабильная норма прибыли в отрасли функционирования компании;

• более высокая норма прибыли в отраслях, сопряженных с отраслью функционирования компании;

• научно-технический прогресс, вызывающий необходимость централизации или кооперирования различных источников его финансирования.

Эти причины возникают из-за необходимости повысить эффективность и конкурентоспособность звеньев канала товародвижения.

Упорядочение движения товарных потоков может происходить на межотраслевом и внутриотраслевом уровнях. В первом случае объединяются производственные и торговые предприятия, во втором – предприятия оптовой и розничной торговли.

Организационные формы вертикальных объединений можно охарактеризовать в зависимости от степени взаимодействия и управляемости. Основными являются следующие формы вертикальной интеграции:

• комбинирование последовательно сопряженных производственных и торгово-технологических операций в рамках одного предприятия;

• объединение самостоятельных предприятий, выполняющих последовательные стадии производства и реализации товаров;

• неформальные организационные структуры, которые представляют собой пограничные состояния между вертикальной интеграцией и ее отсутствием. Эти структуры, как правило, имеют временный характер и прекращают взаимодействие при достижении определенных целей и задач.

Вертикальная интеграция существенно изменила организацию каналов товародвижения и организационную структуру системы обращения товаров. Обособленные звенья товародвижения объединяются в производственно-сбытовые системы. Проникновение торговых монополий в сферу производства и промышленных концернов в торговлю приводит к формированию упорядоченных каналов товародвижения, которые сменяют традиционные многозвенные каналы, состоящие из независимых участников, свободно выбирающих партнеров на рынке.

В результате вертикальной интеграции рыночные сделки заменяются внутрифирменными поставками товаров, эффективность которых необходимо постоянно отслеживать, иначе в самом коротком периоде она начинает стремительно снижаться. Кроме того, растущий бизнес требует строгого контроля эффективности его деятельности в целом, так как рост организационной структуры не может быть безграничным. Существует предел, за которым эффективность объединения или централизации капиталов перестает расти. В условиях российской экономики задача заключается в том, чтобы обеспечить эффективное выполнение вертикальными структурами их главных функций – товародвижения и удовлетворения потребностей населения в товарах и торговых услугах. Поэтому зарубежный опыт становления и развития вертикальных объединений представляет определенный интерес на современном этапе развития экономики нашей страны.