Лекция 14. Условия эффективной деятельности фирмы

Изучив материалы главы 14, студент должен:

знать

• цель деятельности фирмы и основные требования к ее эффективности;

уметь

• различать показатели эффективности деятельности фирмы;

владеть

методами обеспечения достижения выбранных показателей эффективности деятельности фирмы.

Цель деятельности фирмы и основные требования к эффективности

В отечественной литературе под целью деятельности фирмы понимается удовлетворение определенных требований по количеству и качеству товаров и услуг и получение необходимой прибыли в результате обеспечения указанных потребностей. Таким образом, прибыль рассматривают как обобщенный показатель эффективности деятельности фирмы в рыночной экономике. Западные эксперты выделяют две основные цели функционирования фирмы, а именно:

– максимизацию ценности фирмы как для собственников, т.е. владельцев капитала, так и для тех, кто вкладывает средства в фирму, т.е. для представителей заемного капитала;

– реализацию теории заинтересованных лиц, которая заключается в том, что фирма должна приносить доход не только ее собственникам и кредиторам, но и работникам, занятым в данной фирме, поставщикам и государственным структурам. Работники должны в этом случае иметь долю от прибыли, поставщики – на выгодных условиях поставлять материалы, комплектующие узлы, а государство – получать необходимые ресурсы в виде товаров и услуг для государственных нужд и денежные средства.

Если в первой из рассмотренных целей деятельности в качестве единственного показателя можно признать прибыль, то во втором случае необходима уже система показателей, характеризующих ценность компании. Это представляет значительную сложность, так как между целями существуют противоречия.

При выборе цели деятельности фирме необходимо учесть противоречия, даже если в качестве критерия эффективности будет выступать прибыль. Ведь увеличение последней может быть достигнуто за счет не только лучшей организации производства и управления, бережного использования материальных ресурсов и оборудования, но и за счет снижения оплаты труда. Современная экономическая ситуация ужесточает требования к увеличению массы прибыли, поскольку последняя является базой для обновления парка машин и оборудования. Одновременно снижение процентных ставок за кредиты, увеличение срока предоставления позволяет снижать размер прибыли, который передается банкам в виде платы за кредит и проценты по нему.

При создании системы показателей эффективности кроме прибыли следует учитывать социальные и экологические показатели как наиважнейшие.

Кроме перечисленных выше двух направлений определения эффективности деятельности фирмы за последнее время получил третий, или, как его называют в ведущих промышленных странах, Value-Based Monaqement, т.е. управление компанией на основе оценки стоимости, причем оценка стоимости является основной для управления фирмой. Отсюда одной из целей деятельности фирмы выступает оценка ее стоимости с точки зрения акционеров.

Оценка стоимости фирмы означает определение стоимости земельных участков, активной и пассивной части основных фондов, нематериальных активов, состава и квалификации рабочей силы и других факторов.

Процесс оценки стоимости предлагает выбор как модели, так и процедур оценки и может происходить на базе разработанной модели либо основываться на рекомендациях Росстата. Поскольку оценка стоимости может меняться, необходим мониторинг оценки изменения стоимости и оценки создаваемой новой стоимости. Очень важно не допускать завышения оценки стоимости, которая в результате приведет не к реальной, а к спекулятивной оценке. Конечно, на определенном этапе высокая оценка может привлечь средства других инвесторов, но если фирма дорожит своей репутацией, лучше этого не делать.

В целом алгоритм определения цели деятельности фирмы на основе оценки ее стоимости будет осуществляться следующим образом:

– выработка принципов оценки фирмы;

– измерение стоимостной оценки фирмы;

– управление бизнесом и персоналом;

– построение организационной структуры фирмы;

– выбор финансовой политики;

– определение стоимости компании для акционеров.