Вильсонианство

Позже было выдвинуто множество подобных идей и проектов. Постепенно в XIX и особенно в XX в. сложились несколько течений политического идеализма. Важнейшим из них является так называемый либеральный интернационализм, в разработке и популяризации которого ключевую роль сыграл президент США в 1913–1921 гг., бывший профессор Колумбийского университета В. Вильсон.

К исходу Первой мировой войны Вильсон выступил с целым комплексом предложений, ставших с тех пор составной частью евангелия политического идеализма или гак называемого вильсоновского мифа. В частности он выдвинул план организации мирового сообщества, основанного на моральных, а не на традиционных силовых принципах. Он видел главную цель войны не только в разгроме Германии, но и в "спасении мира для демократии", т.е. в формировании нового справедливого мирового порядка, свободного от войн и вооруженных конфликтов.

Эта установка наиболее законченное выражение получила в послании Вильсона Конгрессу США 8 января 1918 г., в котором он изложил свои так называемые "Четырнадцать пунктов", представлявшие собой некий план создания так называемого "либерального мирового порядка". Центральное место в этом документе занимали положения о предоставлении национальной независимости народам Европы, лишение Германии колоний в Африке, свободной торговле, разоружении и создании Лиги Наций, призванной защищать свободу и независимость всех народов и обеспечить мир во всем мире посредством блокирования инициаторов войн и революций.

Созданная по инициативе Вильсона Лига Наций представляла собой попытку обеспечения глобального мира. Особый интерес представляет то, что в "Четырнадцати пунктах" и в проектах договора о Лиге Наций центральное место занимало положение о защите права наций на самоопределение.

Однако оказалось, что на самом деле президент не обладал ни соответствующим реалистическим планом осуществления предлагаемых мер, ни политической волей, ни необходимыми для этого инструментами и средствами. Когда дело дошло до их практического воплощения обнаружились туманность, отрывочность и невыполнимость его идей. Как писал Дж. М. Кейнс, "Четырнадцать пунктов, вполне сохраняя букву, превратились в документ, обреченный на истолкование с помощью примечаний, предназначенный стать орудием самообмана"[1].

К тому же Конгресс США отказался ратифицировать Версальский мирный договор и, соответственно, страна, выступившая инициатором создания Лиги, не стала ее членом. Хотя Лига Наций и добилась определенных успехов в 1920-х гг., по мере приближения мирового конфликта в 1930-х гг. она во всевозрастающей степени демонстрировала свое бессилие.

Идеи Вильсона уже в период их обнародования со всех сторон подвергались во многом справедливой критике. Например, известный в то время геополитик Г. Макиндер в своей работе "Демократические идеалы и реальность", опубликованной в 1919 г., отмечал, что демократический идеализм, возможно, благороден и хорош, но не соответствуют мировым реальностям.

Главный просчет Вильсона и его сторонников Макиндер усматривал в том, что они игнорируют "реальности географии и экономики". Правда, в качестве демонстрации этих реальностей он приводил свой, не более убедительный, чем у Вильсона, тезис о хартленде (срединной земле) и мировом острове (под которым подразумевалась Евразия), как двух основных китах, на которых и зиждятся контуры миропорядка.

Следует отметить также то, что результатом усилий Вильсона, как справедливо отмечал американский историк Л. Гарднер, стало слияние или сделка либерализма с силой. Или, иначе говоря, войны предполагалось ликвидировать с помощью войн, достичь либеральные цели, если понадобится, с помощью силы. В конечном счете Вильсон оказался неспособен примирить принцип самоопределения наций с идеей "мирового либерального порядка", его затея оказалась мертворожденной.

Сильный удар по этой модели был нанесен великим экономическим кризисом 1930-х гг., а также политикой ведущих держав, способствовавшая сползанию человечества к новой мировой войне.

Тем не менее, несмотря на вакханалии двух мировых войн, идеализм как бы приобрел новое дыхание в послевоенный период. В значительной степени планы создания ООН в качестве всемирной организации, призванной обеспечить мир во всем мире, во многом были стимулированы теми же вильсоновскими соображениями формирования мирового порядка, свободного от войн и конфликтов. К тому же некоторые проповедники так называемого американского века рассматривали ООН в качестве инструмента распространения политики нового курса Ф. Рузвельта на весь мир.