Управление валютными рисками в транснациональных компаниях

Важнейшей целью финансовой стратегии транснациональных компаний помимо управления глобальными потоками денежной наличности является защита от рисков в связи с инвестициями в других странах. Стратегия, выбранная компанией для защиты от риска, может подразумевать внутрифирменное перемещение средств, а также применение одного или нескольких финансовых валютных инструментов, например валютных опционов или форвардных контрактов.

При анализе риска, типичного для международного бизнеса, важно, чтобы фирмы учитывали характер риска, обстоятельства, в которых он может иметь место, последствия рискованных событий для фирмы и наилучшие способы защиты. К важнейшим относятся риски, связанные с валютой, коммерческими и политическими факторами. Валютные риски сопряжены с инфляцией и колебаниями валютных курсов. Коммерческие риски неразрывны с проблемами продления и получения кредитов и трудностью инкассации или оплаты счетов в разных валютах. Политические риски многообразны и распространяются на торговые отношения, экспроприацию собственности и отдельные аспекты, которые можно отнести к валютным рискам.

Классификация валютных рисков

■ Риск – это неопределенность при принятии решений, в результате которой оперирующая сторона (лицо, принимающее решение) может понести ущерб.

■ Валютные риски – риски, которым подвергаются участники валютных отношений при возможных изменениях курсов валют, а также при неблагоприятных экономических и политических изменениях, влекущих за собой убытки участников валютных отношений.

■ Управление валютными рисками – это комплекс мер, принимаемых участниками валютных отношений для уменьшения негативных последствий от наступления рисковых ситуаций.

Транснациональная компания может быть подвержена риску колебаний валютных курсов в трех направлениях, в соответствии с которыми риск можно подразделить:

– на риск сделок (операционный);

– трансляционный;

– экономический.

Риск сделок возникает, когда международная фирма экспортирует и(или) импортирует товары, услуги или капитал. Например, если фирма продает за рубеж какое-то изделие, выписывая счет- фактуру клиенту в валюте его страны и предоставляя ему таким образом кредит сроком на 60 дней, то она подвергает себя воздействию колебаний валютного курса в течение этих 60 дней, так как эти колебания могут уменьшить или увеличить ценность выручки, выраженную в единицах национальной валюты. В частности, если валютный курс иностранной валюты, выраженный в национальной валюте, резко снизится, то потери на разнице валютных курсов могут полностью поглотить прибыль от этой сделки.

Трансляционный валютный риск, называемый еще расчетным или балансовым, имеет своим источником возможность несоответствия между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран. Компания, имеющая активы в иностранной валюте, подвергается риску в случае ее обесценения. И наоборот, компания с чистыми пассивами в иностранной валюте будет подвержена риску при повышении ее курса. Если в долгосрочной перспективе трансляционный валютный риск можно в ряде случаев игнорировать, то для активов краткосрочного характера защита от него необходима.

Экономический валютный риск можно определить как вероятность воздействия колебаний валютного курса на общее экономическое положение компании. Этот риск может возникать в результате обострения конкурентной борьбы на рынке и действий правительства после изменения обменного курса. В наименьшей степени этому риску подвержены мелкие фирмы, производящие товары для внутреннего рынка и конкурирующие с аналогичными небольшими компаниями (или вообще не испытывающие конкуренции).