Участие работников в управлении организацией

Право работников на участие в управлении организацией представляет собой одну из форм социального партнерства.

Такие полномочия реализуются работниками непосредственно или через свои представительные органы и регулируются ТК, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Наиболее распространенными формами участия работников в управлении организацией являются:

• учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором;

• проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

• получение от работодателя информации но вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

• обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

• обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;

• участие в разработке и принятии коллективных договоров;

• иные формы, определенные ТК, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

1) реорганизации или ликвидации организации;

2) введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

3) профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

4) по другим вопросам, предусмотренным ТК, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Ответственность сторон социального партнерства

Некоторые ученые выделяют в рассматриваемой ответственности определенные принципы. Например, по мнению Г. В. Хныкина, принцип взаимной ответственности за невыполнение принятых обязательств заключается в том, что в случае невыполнения обязательств со стороны работодателя и его представителей профком вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной, материальной или административной ответственности. При этом наказание виновных должностных лиц не освобождает работодателя от выполнения коллективного договора.

Глава 9 ТК предусматривает возможность привлечения сторон социального партнерства к ответственности в случаях:

1) уклонения от участия в коллективных переговорах, непредоставления информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;

2) нарушения или невыполнения коллективного договора, соглашения.

Статья 55 ТК указывает, что лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Вместе с тем проведенный анализ норм законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что таким федеральным законом выступает КоАП, а ответственность носит административный характер. В то же время указанный вид ответственности может быть применим только к одной стороне социального партнерства – работодателю или его представителю, поскольку КоАП не предусматривает в качестве субъекта административной ответственности представителей работников.

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения, под которым понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности будут являться следующие административные правонарушения:

1. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП). ОГЛАВЛЕНИЕм такого правонарушения является уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от 1 до 3 тыс. руб.

2. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП). Нарушение проявляется в непредоставлении работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. Санкция – наложение административного штрафа в размере от 1 до 3 тыс. руб.

3. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (сг. 5.30 КоАП). Субъектом такого правонарушения является работодатель или лицо, его представляющее. Санкция – наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб.

4. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП). Состав правонарушения заключается в нарушении или невыполнении работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от 3 до 5 тыс. руб.

5. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП). Нарушение проявляется в уклонении работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции). Санкция заключается в наложении административного штрафа в размере от 1 до 3 тыс. руб.

6. Невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП). Нарушение заключается в невыполнении работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры. Санкция предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 до 4 тыс. руб.

Законами субъектов РФ об административных правонарушениях могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.