Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров

Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Основным назначением товарного знака (знака обслуживания) является демонстрация покупателю добротности товара (высокого качества выполняемых работ или оказываемых услуг), изготовляемого (предоставляемых) данным предприятием (или поставляемого на рынок данным посредником). Право на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара охраняется законом. Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров регулируются Гражданским кодексом РФ (часть четвертая).

Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания в Российской Федерации предоставляется на основании их государственной регистрации в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности на основании решения о регистрации. Регистрация товарного знака (знак обслуживания) действует до истечения 10 лет, считая с даты подачи заявки на государственную регистрацию. Срок действия исключительного нрава на товарный знак (знак обслуживания) может быть продлен на 10 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак (знак обслуживания) возможно неограниченное число раз.

Российские юридические лица и граждане Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию. Заявка на международную регистрацию подается через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации любого цвета или цветовой гаммы.

Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие основания для отказа в государственной регистрации товарного знака:

o обозначение товарного знака не обладает различительной способностью или состоит только из элементов: 1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; 2) являющихся общепринятыми символами и терминами; 3) характеризующих товары (указывающих на их вид, качество, назначение, ценность и т. п.); 4) представляющих собой форму товара, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товара;

o обозначение товарного знака представляет собой или содержит элементы: 1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; 2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;

o обозначение товарного знака тождественно или сходно до степени смешения: 1) с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия; 2) товарными знаками других лиц; 3) наименованием места происхождения товаров (за исключением случая, когда регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара); 4) охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами наименования или обозначения) юридического лица или индивидуального предпринимателя (данная норма применяется только в отношении однородных товаров);

o обозначение товарного знака тождественно: 1) наименованию известного в Российской Федерации произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, без согласия правообладателя; 2) имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации лица, без согласия этого лица или его наследника;

3) промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени.

В соответствии с международным договором РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений:

o состоящих только из элементов, представляющих собой: государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки; официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия; обозначения, сходные до степени смешения с указанными элементами;

o представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории или другие характеристики, определяющиеся их происхождением.

Закон устанавливает следующие процедуры, связанные с регистрацией товарного знака: заявку на регистрацию, установление приоритета товарного знака заявителя, экспертизу заявки (формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения), обжалование решения по заявке (при несогласии с ним заявителя), регистрацию товарного знака, выдачу свидетельства на зарегистрированный товарный знак, установление (продление) срока действия регистрации, внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания и в свидетельство на товарный знак (при любых изменениях, относящихся к регистрации товарного знака, в том числе при изменении наименования или имени правообладателя; при сокращении перечня товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак; при изменении отдельных элементов товарного знака, не меняющем его существа).