Территориальные избирательные комиссии

Статус. Территориальные избирательные комиссии представляют собой базовое звено в системе избирательных комиссий при проведении выборов в органы государственной власти. Федеральный законодатель отнес определение вопроса о статусе территориальных избирательных комиссий к полномочиям законодательного органа субъекта РФ. Таким образом, федеральное законодательство определило территориальные избирательные комиссии как звено системы государственных органов субъектов РФ. Субъекты РФ, в свою очередь, определяют территориальные избирательные комиссии как государственные органы субъекта РФ, не относящиеся ни к одной из ветвей государственной власти. В этой части статус территориальных избирательных комиссий сходен со статусом ЦИК РФ на федеральном уровне и со статусом избирательной комиссии субъекта РФ на региональном уровне.

Будучи государственными органами, территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе и могут наделяться законом субъекта РФ статусом юридического лица для обеспечения своей деятельности.

При этом, как и другие избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии формируются на определенный срок, а именно на пять лет (если же этот срок истекает в период проведения избирательной кампании, в которых участвует данная комиссия, то он продлевается до окончания текущей избирательной кампании).

В случаях, когда на одной и той же территории должны быть созданы муниципальная избирательная комиссия и территориальная избирательная комиссия, но первая уже создана и работает, полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

Однако и территориальные избирательные комиссии могут исполнять полномочия избирательных комиссий муниципальных образований по решению избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа данного муниципального образования. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия его избирательной комиссии по решению избирательной комиссии субъекта РФ могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию. В иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования решение о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию принимается избирательной комиссией субъекта РФ самостоятельно. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Территориальные избирательные комиссии могут также осуществлять полномочия окружных избирательных комиссий по решению избирательной комиссии субъекта РФ.

Пространственным пределом деятельности территориальных избирательных комиссий является, как правило, одна территориальная единица (район, город и т.д.).

При этом в пределах одной территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных избирательных комиссий (например, в Екатеринбурге таких комиссий сформировано семь). Решение об этом принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с ЦИК РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях, а также образованных за пределами территории Российской Федерации.

Численный состав территориальных избирательных комиссий может быть определен от пяти до 14 членов с правом решающего голоса. Число таких членов определяется решением избирательной комиссии субъекта РФ.

Полномочия территориальных комиссий можно подразделить на две группы: связанные с организацией выборов и связанные с их деятельностью в качестве юридического лица.

В целом же территориальные избирательные комиссии наделены довольно большим числом полномочий:

• осуществляют на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

• обеспечивают на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования для участковых комиссий (кабин для голосования, ящиков для голосования);

• обеспечивают на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов;

• осуществляют на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;

• распределяют выделенные им из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролируют целевое использование указанных средств; оказывают методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

• заслушивают сообщения органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

• рассматривают жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимают по указанным жалобам и заявлениям мотивированные решения;

• в случаях, установленных законодательством, информируют избирателей, органы местного самоуправления, общественные объединения о законодательстве о выборах, практике его применения и совершенствовании;

• в случаях, установленных законодательством, передают избирательные бюллетени участковым избирательным комиссиям;

• в случаях, установленных законодательством, устанавливают итоги голосования на соответствующей территории и публикуют (обнародуют) их в местных периодических печатных изданиях, передают протоколы об итогах голосования по выборам депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ в избирательную комиссию субъекта РФ, в окружную избирательную комиссию или в избирательную комиссию муниципального образования в зависимости от уровня проводимых выборов;

• осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией, уставом и законами субъекта РФ.

В основном Закон о гарантиях избирательных прав закрепляет полномочия территориальных комиссий по проведению выборов. Полномочия по развитию избирательной системы в целом, а также по правовому обучению избирателей, профессиональной подготовке членов комиссий относятся к полномочиям территориальных комиссий как постоянно действующего государственного органа.