Технология социальной адаптации сотрудников предприятия к коллективу

Человек, оценивая результаты своего труда в организации, вскрывая причины успехов и неуспехов во взаимодействии с организационным окружением, анализируя опыт и поведение своих коллег, задумываясь над рекомендациями и советами начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной степени сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, лучшего взаимодействия с организационным окружением.

Научение поведению на предприятии

Естественно, предприятие заинтересовано в том, чтобы его члены вели себя определенным образом. Возможный подход к решению данной проблемы – это подбор людей с такими качествами, которые могут гарантировать желаемое для предприятия поведение его членов. Однако следует признать, что данный подход имеет ограниченное применение.

Второй подход, в принципе не исключающий первого, состоит в том, что предприятие влияет на человека, заставляя его модифицировать свое поведение в нужном направлении. Он возможен и базируется на том, что человек обладает способностью обучаться поведению, менять свое поведение.

Научение поведению можно характеризовать как достаточно устойчивый во времени процесс изменения поведения на основе опыта, отражающего действия человека и окружения на его действия.

Для научения поведению характерно наличие несколько моментов: оно может строиться как на собственном опыте, так и на опыте других людей; касается не только собственного реального поведения, но и потенциального поведения; оно всегда выражается в изменении человека, даже если непосредственное поведение не претерпело изменений.

Можно выделить три типа научения поведению.

Первый тип связан с рефлекторным поведением человека, с тем, что названо в учении И. П. Павлова условным и безусловным рефлексами. Если, например, начальник приходит к подчиненным тогда, когда он чем-то недоволен, раздражен или собирается сделать выговор, то всякое появление начальника может вызвать страх у подчиненных, желание избежать встречи независимо от того, зачем он к ним пришел, т.е. появление начальника вырабатывает условный рефлекс желания скрыться с его глаз.

Второй тип базируется на том, что человек делает выводы из последствий своего предыдущего опыта, осознанно корректирует и меняет свое поведение. Теоретическое описание данного типа в первую очередь опирается на исследования Б. Ф. Скиннера, который создал основы теории закрепления осуществленного поведения в зависимости от его последствий. Суть этой теории сводится к тому, что если человек видит, что его поведение приводит к благоприятным последствиям, то он стремится повторять данное поведение; если же последствия оказываются негативными, то желание вести себя и далее аналогичным образом будет существенно понижено.

Третий тип – обучение на основе наблюдения поведениия. Человек, регулярно наблюдая, как ведут себя окружающие его люди, автоматически начинает подстраивать собственное поведение к их поведению. Он перенимает их стиль и манеры, навыки выполнения операций. Часто проводится целенаправленное наблюдение поведения, чтобы перенять для себя что-то.

Итак, чему учится человек в организации, какие стороны его поведения корректируются или меняются в процессе научения?

Во-первых, придя в организацию и осуществляя далее свою деятельность в ней, человек изучает свою функциональную роль: что он должен делать для лучшего выполнения работы; как осуществить более эффективную работу, как и с кем контактировать в процессе работы. При этом он учится расставлять акценты в выполняемой им работе с точки зрения того, что считается в организации более важным, за что идет вознаграждение, что входит в оценку качества его работы.

Во-вторых, в организации человек учится выполнению формально-процедурных действий, таких как заполнение различных анкет и форм, оформление заявок, назначение и проведение встреч, передача, получение и осуществление ответа на полученную информацию, временное оставление рабочего места, приход и уход с работы, парковка автомобиля, ношение одежды определенного типа и т.п.

В-третьих, человек учится правильно понимать и занимать свое место на предприятии. Он узнает о существующих нормах, ценностях и сложившихся на их базе неформальных группах и отношениях, учится правильно вести себя с коллегами и руководством, определяет для себя, с кем иметь тесные отношения и от кого держаться подальше, кому доверять, на кого полагаться, а кого опасаться.

В-четвертых, человек учится тому, как решать свои собственные задачи на предприятии, как добиваться своих целей, как делать карьеру или как добиваться определенных поощрений и вознаграждений. Он может, к сожалению, учиться и тому, как использовать возможности предприятия или возможности его отдельных членов для того, чтобы решать свои личные задачи, не связанные с деятельностью предприятия, как избегать сложных, рискованных заданий, как, ничего не делая, создавать видимость напряженной работы.